Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений»

Галина Макеева
Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений»

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли».

Л. С. Выготский

Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования - это всестороннее развитие личности дошкольника: развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости.

Публикация «Опыт работы „Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка логически мыслить можно лишь в ситуации требующей осмысления. Невозможность разрешить трудности привычным путем и мы должны побудить ребенка к активному поиску средств и способов решения задач.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполниться 14 лет и он достигнет стадии логических операций, когда его мышление приобретет характерные черты мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Развитие логического мышления у детей через развивающие игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.

Степень новизны моего педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию логического мышления.

Занимаясь с детьми, мною было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Результаты современных педагогических и психологических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, И. Я. Лернер) показали:

-ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;

-овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы;

Проблемность обучения в ДОУ (Мы также можем сказать о проблемности)

1. Контрастность в развитии дошкольников : некоторые дети опережают сверстников в развитии. Необходим индивидуальный подход в обучении.

2. Недостаточность занятий по ФЭМП – 1 раз в неделю. Это должно компенсироваться повседневной игровой деятельностью.

3. Уделение игре большей роли.

Цель - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.

Опыт работы по данному направлению опирается на требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Г. С.

В ходе работы выдвинуты :

Задачи:

• обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

• учить детей ориентироваться в пространстве;

развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;

• подготовить пространственную среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.

В своей работе используем разнообразные формы, методы и приемы:

• непосредственно образовательная деятельность;

• игровая деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• рассматривание;

• чтение художественной литературы и т. д.

Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:

логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);

игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, игровой набор игры: «Запоминай, не зевай!», «Ее величество точка», «Капризная принцесса», «Волшебный мешочек», «Туристический автобус», «Одного поля ягода», «Большая стирка».

загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросыс математическим смыслом (этот материал создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, смелость в предположениях, понимание юмора. Результат решения зависит от жизненного опыта детей, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном).

игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик», кубики «Сложи узор»; (Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач).

дидактические игры: («Живые числа», «Сложи фигуру», «Сложи из палочек», «Матрешки», «Подбери фигуру», «12 месяцев», «Угадай, какое число пропущено», «Сломанная машина», «Встань на свое место».

Настольно-печатные игры («Большой — маленький»; «Один — много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»).

Свои развивающие игры я широко использовала в непосредственно - образовательной деятельности по математическому развитию, в «Тихом уголке» в математической игротеке, в свободной, игровой деятельности детей, в виде дидактических игр в совместной деятельности детей и родителей, в работе с родителями : в игровых минутках.

Поскольку старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то я развивала интерес к моделированию, к знаковым системам, к кодированию чисел, а так же самостоятельности в решении того или иного задания. Дети старшего дошкольного возраста быстрее включаются в решение проблемы. Здесь дети всегда были полноценными участниками: они горячо обсуждали возможные варианты решения заданий. В процессе таких заданий дети овладевали основными действиями логического мышления - сравнение, воссоздание целого из частей, процессом моделирования, поиском закономерности, предметно-схематическими моделями, элементами кодирования и картографии.

Все игры - задания я разделила на несколько групп:

1. Репродуктивные.

Игры, требующие применение приобретенных заранее знаний или способов действия.

Названия игр: «Назови предмет одним словом», «Съедобное - несъедобное», «Рыбы – птицы - звери».

2. Тренировочные.

Задания, требующие от ребенка подражанию образцу взрослого.

Названия игр: «Назови предмет в ряду», «Я знаю 5…», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру».

3. Творческие.

Игры, требующие от ребенка поисковой активности при выполнении нового.

Названия игр: «Белый лист», «Ход конем», «Игры с обручами», «Вычислительная машина».

4. Частично - поисковые.

Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска решения.

Названия игр: «Лабиринты», «Головоломки», «Танграм».

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. И наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, у ребёнка будет развито логическое мышление.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствование работы по развитию логического мышления через ФЭМП и предполагает поиск путей во взаимосвязи детского сада и семьи, поскольку и цель – всестороннее развитие ребёнка и подготовка его к школе – у нас единая.

Формы, которые я использую в работе по данной теме, разнообразны:

Беседы, дискуссии, консультации.

Оформление стендов, папок – передвижек.

Проведение открытых мероприятий для родителей.

Вывод:

Итак, развитие логического мышления через ФЭМП, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.

Публикации по теме:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Авторское дидактическое пособие «Лого-столик» по формированию математических представлений и развитию логического мышленияАвторское дидактическое пособие «Лого-столик» по формированию математических представлений и развитию логического мышления Хочу представить вниманию коллег авторское многофункциональное дидактическое пособие по формированию математических представлений и развитию.

Перспективный план работы по развитию элементарных математических представлений через дидактические игры в младшей группе Перспективный план работы по развитию элементарных математических представлений (величина, цвет, форма) у детей дошкольного возраста через.

Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике.

Опыт работы «Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста» Введение. Условие возникновения, становления опыта. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок» ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВОМ СКАЗОК» Разработала:.

План самообразования Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал.

Развитие логического мышления детей через игровую деятельность с использованием блоков Дьенеша «Чтобы переварить знания, Надо поглощать их с аппетитом» Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов,.

Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Сообщение из опыта работы «Развитие у детей элементарных математических представлений в подготовительной группе» Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеет работа по развитию элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений»
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 17:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД