Вера Кореева
Опыт работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Публикация «Опыт работы на тему: „Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Занимаясь в детском саду, играя, ребёнок знакомиться с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.
Работая с детьми, старшего дошкольного возраста я уделяю много внимания детскому экспериментированию. Работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема, по которой я работаю «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Мной была поставлена цель: развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.
В реализации данной цели мне помогут следующие задачи:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
2. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
3. Развивать у детей познавательные способности.
4. Обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
5. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
7. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Свою работу я строила по трё м взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы мною были соблюдены следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки)
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: защитой мини – проекта, тематической выставкой, оформлением папки раскладушки или праздником.
В условиях детского сада, мы с детьми проводим только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Необходимо создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равным партнёром данной деятельности.
В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.
Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Дети моей группы любят работать больше всего с магнитами (у нас имеется «Магнитный полидром», который дали нашему детскому саду за участие в стажировочной площадке).
Мной разрабатываются конспекты, позволяющие осуществлять деятельный подход к экспериментальной деятельности детей. Подбираются методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования. Мы с детьми с удовольствием посещаем НЛО (научную лабораторию открытий, оборудованную и оснащённую различными приборами, наглядными материалами, находящуюся в нашей группе.
Сделала для детей дневники опытно - экспериментальной деятельности.
В этих дневниках мы фиксируем результаты экспериментов.
С целью распространения педагогического опыта я делюсь конспектами НОД с коллегами, а также просматриваю работы коллег по экспериментированию на страницах интернет пространства. На стажировочной площадке, мы вместе с детьми неоднократно показывали открытые занятия по экспериментированию.
Также экспериментальная деятельность встречается в наших проектах, осуществлённых в этом учебном году.
«Свойства снега» и «Приспособление животных к жизни в окружении снега» Дети знакомились со свойствами снега как средой обитания живых организмов, т. е. с его наиболее важными характеристиками – низкая
температура, цвет, непрозрачность, рыхлость, превращение в воду при нагревании. «Снег холодный и непрозрачный»
«Снег белый и рыхлый»
«Луковая семейка» Расширение знаний детей о том, какие условия необходимы для хорошего роста растений.
«Огород на окне» - где проводились эксперименты с почвой, камнями, семенами.
Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей.
Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети. Для этого я провожу беседы с родителями по теме «Детское экспериментирование», печаталась в местной газете «Сельская новь», а также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах, проводимых нами в течении года.
В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Что интересно ребёнку, то интересно мне, а мои дети проявляют неподдельный интерес к различного рода экспериментированию. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребёнка, которые таят в себе много интересного. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, поэтому на основе детских вопросов возникло ещё много тем для экспериментальной и проектной деятельности.
Мной изучена и проанализирована литература по теме «Детское экспериментирование» :
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Новая школа Москва 1995г.
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Творческий Центр Сфера Москва 2009 г.
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; В. В. Щетинина, «Неизведанное рядом» Творческий Центр Сфера Москва 2001г.
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Мозайка-Синтез Москва, 2015г.
В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Творческий Центр Сфера Москва2008 г.
Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» - М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ. 2003.
Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» ТЦ «Учитель» Воронеж 2007г.
О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» Москва ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2014г.