Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Галина Печенкина
Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Поскольку детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загорается интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех её видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большого усиления чувственно-эмоциональной окраски, так как через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитывать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения больше влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Наша задача донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые вызвали бы интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем характер, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

Однако в практике работы отмечаем бедность речи дошкольников, недостаточный словарный запас, невнимание не только детей, но и родителей к народным праздникам и традициям, ориентир на иностранные традиции (например, празднование праздника Хэллоуин).

В связи с этим определили цель работы – создание системы работы по приобщению детей к ценностям русской культуры.

Конкретизировали задачи: *Предметно – развивающую среду в группе и мини-музее детского сада. *Обогатить деятельности с учетом возраста детей на основе русской народной культуры. *Формирование нравственных (личностных) качеств. *Расширять кругозор детей об особенностях русской народной культуры через практическую работу в мини – музее детского сада. В основе работы лежала программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - разработка авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой., которые постарались восполнить недостаток нравственно-патриотического воспитания российских детей, опираясь на истоки культуры, а не идеологические установки. Приобщение детей к истокам народной культуры начинаем с самого раннего возраста, поэтому данная программа используется во всех группах. Определила задачи работы с детьми младшего возраста: *Воспитывать интерес к познанию русской истории, и народной культуре через создание благоприятных условий в разнообразных видах детской деятельности (игровой, художественно-творческой, театральной, речевой) *Дать представление о жизни русского народа внутри семьи (с участием родителей) *Воспитывать культуру поведения, в быту, детском саду, музее. Основная моя задача – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованны под реальные. Например, такие как печь, лавки, люлька. Свою работу с детьми в младшей группе начала со знакомства с русским фольклором, так как в этом возрасте у детей появляется интерес к потешкам, пестушкам, колыбельным песенкам, прибауткам, сказкам. С детьми проводила занятия в форме игр, знакомила с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включала в режимные моменты при умывании, одевании, укладывании спать и просто во время игр. Разучивая с детьми на занятиях произведения русского фольклора, разъясняла значение непонятных детям слов и выражений: горница, дровенки, чугунок, лапти, коромысло, короб и другие. Определила задачи работы с детьми среднего возраста: *Продолжать воспитывать интерес к познанию русской истории. *Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни. *Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, а гостях. В работе с детьми я использую различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок – это «посиделки в светёлке», где дети становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали. Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас); Вопросами, моделированием ситуаций. Например, представьте, что вы попали в прошлое. Что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Во что играли? Дети анализировали увиденное и услышанное, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях, получали задания на дом (спросить у мамы и бабушки, какие были у них игрушки и сравнивать со своими, выучить с мамой и папой пословицу, с бабушкой – частушку). Определила задачи работы с детьми старшего возраста: *Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи. *Познакомить с традиционными занятиями народа. Дать представление о религии и культуре народа. *Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности. *Учить доброжелательно относиться к окружающему, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. *Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице. Широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные игры, пословицы, поговорки, загадки и сказки. Информация, полученная детьми, включается мною в разные виды практической деятельности детей. Например, при ознакомлении детей с ремёслами на Руси, («Ремёсла и рукоделия») дети, наблюдают процесс прядения нити из шерстяной кудели, играют в игру «Клубочек», поют песни «Прялица», расписывают силуэт прялки, плетут пояски и т. д. В беседе с детьми о мастерах, которые изготавливают игрушки для детей, они сопереживают тем детям, потому, что у них не было таких игрушек как сейчас. Но в тоже время детям было интересно рассмотреть и даже поиграть в старинные игрушки. Также для наглядности был размещён демонстрационный материал в папках: «Народно-прикладное искусство», «Росписи предметов быта, одежды»… Знакомство с народно-прикладным искусством всегда заканчивалось продуктивной деятельностью. Дети очень любят сами пробовать лепить и расписывать игрушки, украшать элементами народной росписи силуэтов посуды, одежды, игрушек. Эффективным методом, используемым в моей работе, является экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина. Лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют… Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. В связи с этим создали мини – музей «Русская изба». Освободив в ДОУ небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики, развеселили национальные костюмы. Благодаря совместной работе педагогов и родителей появились предметы русского быта: чугунок, ухват, кочерга, прялка, народные игрушки, национальные костюмы и др. Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу их многофункциональности (традиционный костюм, украшение дома, народная кухня, мировоззрение). Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре. Праздники являются яркими событиями в жизни детей. Они поучают массу закличками, колядками, обрядовыми песнями. Дети водили хороводы, играли во множество народных игр. Нами были проведены праздники: «Рождество», «Масленица». Знакомя детей с обрядами весеннего цикла, мы празднуем «Пасху», «Вербное воскресенье». В летний период мы не забываем о таких праздниках как «Яблочный спас», «Медовый спас». Одним из актуальных и действенных направлений приобщение детей к истокам народной культуры я считаю работу по проектам. Устраиваются выставки работ детей и их родителей. Итогом каждого пректа является презентация, организуется праздник для детей и родителей, где они обмениваются опытом. Делятся советами. Дети готовят развлекательную программу, в которую вовлекают и родителей. У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность, дети учатся взаимодействовать с родителями и с коллективом. Созданная система работы позволила достичь следующих результатов: *Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи. *Познакомить с традиционными занятиями народа. Дать представление о религии и культуре народа. *Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности. *Учить доброжелательно относиться к окружающему, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. *Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице.

Публикации по теме:

Возрождение народных традиций в детском саду.Возрождение народных традиций в детском саду. Ежегодно в канун Рождества мы гастролируем с детским коллективом «Топотушки», которым я руковожу вот уже 9 лет в микрорайоне города Вязники. Мы.

Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа)Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа) Родительский клуб. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 9 января 2015 в 17:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Мастер-класс. Поделка с использованием бросового материала «Сочное яблочко»
На Кубани во всю спеют фрукты: яблоки, груши, сливы и виноград. Ах! Как вкусны фрукты, собранные с собственных деревьев, сочные, спелые, под солнцем...
Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом»
Летит мой мяч, Летит к тебе, Смотри, не прозевай! Лови его, держи его И снова мне бросай. Эпатова Н. Существует много игр, которые лучше...
Развитие содержания программы ДОО компенсирующего вида
Совершенствование работы по содержанию Программы включает: • тщательное изучение материалов Программы; • корректировка содержания, дополнения, функциональные...