Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Галина Печенкина
Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Поскольку детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загорается интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех её видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большого усиления чувственно-эмоциональной окраски, так как через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитывать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения больше влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Наша задача донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые вызвали бы интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем характер, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

Однако в практике работы отмечаем бедность речи дошкольников, недостаточный словарный запас, невнимание не только детей, но и родителей к народным праздникам и традициям, ориентир на иностранные традиции (например, празднование праздника Хэллоуин).

В связи с этим определили цель работы – создание системы работы по приобщению детей к ценностям русской культуры.

Конкретизировали задачи: *Предметно – развивающую среду в группе и мини-музее детского сада. *Обогатить деятельности с учетом возраста детей на основе русской народной культуры. *Формирование нравственных (личностных) качеств. *Расширять кругозор детей об особенностях русской народной культуры через практическую работу в мини – музее детского сада. В основе работы лежала программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - разработка авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой., которые постарались восполнить недостаток нравственно-патриотического воспитания российских детей, опираясь на истоки культуры, а не идеологические установки. Приобщение детей к истокам народной культуры начинаем с самого раннего возраста, поэтому данная программа используется во всех группах. Определила задачи работыс детьми младшего возраста: *Воспитывать интерес к познанию русской истории, и народной культуре через создание благоприятных условий в разнообразных видах детской деятельности (игровой, художественно-творческой, театральной, речевой) *Дать представление о жизни русского народа внутри семьи (с участием родителей) *Воспитывать культуру поведения, в быту, детском саду, музее. Основная моя задача – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованны под реальные. Например, такие как печь, лавки, люлька. Свою работу с детьми в младшей группе начала со знакомства с русским фольклором, так как в этом возрасте у детей появляется интерес к потешкам, пестушкам, колыбельным песенкам, прибауткам, сказкам. С детьми проводила занятия в форме игр, знакомила с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включала в режимные моменты при умывании, одевании, укладывании спать и просто во время игр. Разучивая с детьми на занятиях произведения русского фольклора,разъясняла значение непонятных детям слов и выражений: горница, дровенки, чугунок, лапти, коромысло, короб и другие. Определила задачи работыс детьми среднего возраста: *Продолжать воспитывать интерес к познанию русской истории. *Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни. *Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, а гостях. В работес детьми я использую различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок – это «посиделки в светёлке», где дети становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали. Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас); Вопросами, моделированием ситуаций. Например, представьте, что вы попали в прошлое. Что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Во что играли? Дети анализировали увиденное и услышанное, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях, получали задания на дом (спросить у мамы и бабушки, какие были у них игрушки и сравнивать со своими, выучить с мамой и папой пословицу, с бабушкой – частушку). Определила задачи работыс детьми старшего возраста: *Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи. *Познакомить с традиционными занятиями народа. Дать представление о религии и культуре народа. *Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности. *Учить доброжелательно относиться к окружающему, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. *Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице.Широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные игры, пословицы, поговорки, загадки и сказки. Информация, полученная детьми, включается мною в разные виды практической деятельности детей. Например, при ознакомлении детей с ремёслами на Руси, («Ремёсла и рукоделия») дети, наблюдают процесс прядения нити из шерстяной кудели, играют в игру «Клубочек», поют песни «Прялица», расписывают силуэт прялки, плетут пояски и т. д. В беседе с детьми о мастерах, которые изготавливают игрушки для детей, они сопереживают тем детям, потому, что у них не было таких игрушек как сейчас. Но в тоже время детям было интересно рассмотреть и даже поиграть в старинные игрушки. Также для наглядности был размещён демонстрационный материал в папках: «Народно-прикладное искусство», «Росписи предметов быта, одежды»… Знакомство с народно-прикладным искусством всегда заканчивалось продуктивной деятельностью. Дети очень любят сами пробовать лепить и расписывать игрушки, украшать элементами народной росписи силуэтов посуды, одежды, игрушек. Эффективным методом, используемым в моей работе, является экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина. Лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют… Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые»наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. В связи с этим создали мини – музей «Русская изба». Освободив в ДОУ небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики, развеселили национальные костюмы. Благодаря совместной работе педагогов и родителей появились предметы русского быта: чугунок, ухват, кочерга, прялка, народные игрушки, национальные костюмы и др. Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу их многофункциональности (традиционный костюм, украшение дома, народная кухня, мировоззрение).Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре. Праздники являются яркими событиями в жизни детей. Они поучают массу закличками, колядками, обрядовыми песнями. Дети водили хороводы, играли во множество народных игр.Нами были проведены праздники: «Рождество», «Масленица». Знакомя детей с обрядами весеннего цикла, мы празднуем «Пасху», «Вербное воскресенье». В летний период мы не забываем о таких праздниках как «Яблочный спас», «Медовый спас». Одним из актуальных и действенных направлений приобщение детей к истокам народной культуры я считаю работу по проектам. Устраиваются выставки работ детей и их родителей. Итогом каждого пректа является презентация, организуется праздник для детей и родителей, где они обмениваются опытом. Делятся советами. Дети готовят развлекательную программу, в которую вовлекают и родителей. У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность, дети учатся взаимодействовать с родителями и с коллективом. Созданная система работыпозволила достичь следующих результатов: *Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи. *Познакомить с традиционными занятиями народа. Дать представление о религии и культуре народа. *Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности. *Учить доброжелательно относиться к окружающему, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. *Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице.

Публикации по теме:

Возрождение народных традиций в детском саду.Возрождение народных традиций в детском саду. Ежегодно в канун Рождества мы гастролируем с детским коллективом «Топотушки», которым я руковожу вот уже 9 лет в микрорайоне города Вязники. Мы.

Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа)Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа) Родительский клуб. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 9 января 2015 в 17:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Конспект НОД в средней группе «Украшаем пряники»
Цель: Нанесение узоров на сделанные ранее пряники. Задачи: Образовательная: Повторяем как рисовать знакомые элементы: точки, круги, волнистые линии;...
Конспект ОД «У солнышка в гостях» для детей второй младшей группы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы по мотивам сказки "У солнышка в гостях" Воспитатель :Дербенева С....
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Черепашка Глашка»
Дидактическое пособие «Черепашка Глашка» «Истоки способностей и дарований на кончиках пальцев» ( В. А. Сухомлинский) Мелкая моторика – это...