Ольга Курынова
Опыт реализации технологии музейной педагогики «Мини-музей музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно. Во-первых, положения ФГОС ДО ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии музейной педагогики. Во-вторых, музейная технология – это одни из методов проектной деятельности, которая включена в структуру ФОП ДО.
В практике нашего ДОУ созданию мини-музея предшествовала
организация выставки, потом уголка, потом большего пространства
Публикация «Опыт реализации технологии музейной педагогики „Мини-музей музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные мини-музеи
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
музыкального зала.
Выполняя Образовательную программу дошкольного образования МБДОУ
57 г. Мурманска, мы ставим перед собой следующие задачи при организации
мини-музея.
Ц е л ь создания мини музея :
- Знакомство дошкольников с музыкальными инструментами и
музыкальными игрушками в мини-музее;
- создание условия для формирования у дошкольников чувства эмо-
ционального удовлетворения от инструментального музицирования и
потребности в нем.
З а д а ч и:
- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение
дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и
музыкальными игрушками (их внешним видом, устройством, тембром
звучания, историей возникновения);
- воспитывать любовь и интерес к музыке и музицированию, бережное
отношение к музыкальным инструментам;
- стимулировать самостоятельную познавательную деятельность
дошкольников через посещение со взрослыми мини-музея музыкальных
инструментов и музыкальных игрушек.
Мини-музей музыкальных инструментов и игрушек «Домисолька»
стал частью предметно-развивающей среды нашего ДОУ и помогает
реализовывать художественно-эстетическое направление в воспитании детей
более полно и интересно.
При использовании музейной педагогики как инновационной
технологии мы учитываем следующие принципы:
Наглядность.
Доступность.
Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-
воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в
соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном
этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к
природе вещей).
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая
проявляется на уровне практической деятельности как отражении
полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в
продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Ф о н д мини-музея «Домисолька» :
Основной фонд составляют подлинные музыкальные инструменты и
музыкальные игрушки : фортепьяно, синтезатор, маракасы; барабан; бубен;
бубенцы; треугольники; трещотки; деревянные ложки; ксилофоны ;
погремушки; дудочки; гармошки детские; диатонические муз. инструменты-
колокольчики, цветные трубки; металлофоны;
Перечень музыкальных игрушек :
гитара; пианино; музыкальная шкатулка; неваляшка; гармошки с мелодией;
музыкальный микрофон.
Вспомогательный фонд составляют:
Фотографии «семейных» музыкальных инструментов, которые
родители воспитанников любезно предоставили.
Предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции -
точные воспроизведения подлинников (макеты, модели, например
балалайки).
«Паспорта музыкальных инструментов».
Картотека игр «Ознакомление с музыкальными инструментами».
«Загадки про музыкальные инструменты».
Подборка пальчиковых игр типа «Дудочка», «Пианино» и др.
Иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных
инструментов.
Раскраски с изображением музыкальных инструментов.
Поделки детей «Музыкальные инструменты своими руками».
Используется фонд звукозаписей, видеофильмов.
Фонотека:
- Аудиоматериал «Беседы о музыкальных инструментах» О. П. Радыновой
(«Деревянные и медные духовые инструменты», «Ударные и клавишные
инструменты», «Струнные смычковые и щипковые инструменты. Ансамбль.
Оркестр»);
- Аудиоматериал симфонические сказки для детей («Петя и волк» С.
Прокофьева; «Айболит и его друзья» - музыка И. Морозова, текст Н. Сац, по
мотивам сказки К. Чуковского);
- Аудиоматериал с р. н. мелодиями, адаптированными для детей, в исполнении
р. н. инструментов («Светит месяц», «Гусельки», «Калинка –малинка»,
«Хоровод»;
- Аудиоматериал Вячеслава Цветкова «Лесной оркестр» (Сказка. Знакомство
с музыкальными инструментами);
- Аудиоматериал Екатерины и Сергея Железновых «Наш оркестр» (веселые
песенки для музицирования);
- Аудиоматериал «Петя и мышь» Сергея и Веры Железновых (Музыкальная
сказка. Знакомство с музыкальными инструментами);
- Аудиоматериал «Музыка, театр, дети, толпа, шаги» (звуки колокола,
настройки оркестра);
- Аудиоматериал Т. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка?»;
- Аудиоматериал «Русские народные музыкальные инструменты» (серия
«Русский фольклор», издательство «Весть –ТДА»;
- Аудиоматериал «Во поле береза стояла» из серии «Музыкальное вос-
питание детей. Слушаем музыку» издательства «ВЕСТЬ – ТДА»; (р. н.
мелодии в исполнении, например, оркестра народных инструментов, баяна,
духовых инструментов, баяна и балалайки).
Видеотека:
- видеозаписи фрагментов с выступлениями детей, играющих на
музыкальных инструментах;
- видеомультфильм «Бременские музыканты»;
- детская энциклопедия Кирилла и Мефодия - приложение «Оркестр».
Наш мини-музей имеет ряд признаков :
Мини-музей имеет соответствующее помещение и оборудование,
обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций;
фонды постоянно пополняются, а экспозиции систематически обновляются;
создание зон детской активности, где дети могут не только рассматривать,
но и слушать, ощупывать;
на все экспонаты музея составляется Паспорта музыкальных иснтрументов;
план работы музея координируется с годовым планом ДОУ и включает в
себя проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии,
развлечения, праздники, вечера-досуги и т. д., время проведения мероприятий
и ответственные.
Содержанием работы является:
проведение тематических занятий для дошкольников;
посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и
гостями ДОУ;
организация экскурсий для детей и их родителей,
организация музыкальных, народных, фольклорных досугов и развлечений
для дошкольников.
Используемые формы работы
Занятия в мини-музее проводим в форме экскурсий.
В роли экскурсовода чаще выступает взрослый, но иногда эту роль
могут взять на себя старшие дошкольники.
При знакомстве с инструментом обращаем внимании на его форму, из
какого материала сделан, на что похож, рассказываем об истории
возникновения.
Рассматриваем иллюстрации с изображением музыкального
инструмента, показываем способы звукоизвлечения и предлагаем самим
извлечь звук, учим детей правильному и бережному хранению
инструментов. Объясняем, что музыкальные инструменты не любят, когда с
ними грубо обращаются, и отвечают на сильный удар резким, неприятным,
пронзительно - громким звуком.
Вместе с ребятами мы договорились, что экспонаты можно не только
рассматривать, но и брать в руки, действовать с ними: играть на
музыкальном инструменте.
После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы
педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.
Развлечения проводятся различной содержательной направленности:
- познавательно – тематические вечера (викторины, беседы);
- концерты;
-театрализованные представления.
Занятия и развлечения проводятся в мини-музее два раза в квартал.
Для этого разработаны темы и конспекты занятий и праздников.
План проведения мероприятий в мини-музее :
1 младшая группа
1. «Музей «Домисолька» и его обитатели» (познакомить с музеем;
воспитывать культуру поведения)
2.«Музыка звучит» (создать радостное настроение от инструментального
музицирования, познакомить с новыми музыкальными инструментами).
1 средняя группа
1. «Поиграем-ка мы немножко на деревянных ложках»(рассказать о том, как
ложки изготавливают, кто такие «ложкари»; воспитывать интерес к
творчеству русского народа)
2.«Как появились первые музыкальные инструменты» (в занимательной
форме рассказать об истории происхождения музыкальных инструментов)
3. «Барабан, барабань!»
( дать понятие о логической связи: «барабан» - «марш» - «военный парад»).
1 старшая-подготовительная группа
1.«Солнечный оркестр» («разбудить солнце» звуками шумового оркестра;
уточнить приемы звукоизвлечения из ДМИ).
2.«Звонкий колокольчик» (рассказать об устройстве, многообразии и
назначениях колоколов и колокольчиков).
3.«Профессия Музыкант» (объяснить происхождение слова «музыкант»;
сообщить об учебных заведениях, в которых учатся музыканты;
заинтересовать дошкольников, рассказать им об известных исполнителях,
композиторах, дирижерах).
4. «Оркестр» (дать понятие «оркестр», рассказать о видах оркестра,
познакомить с «представителями» симфонического (скрипка, виолончель) и
народного (балалайка, трещотка, свирель, треугольник) оркестра).
5. «Чудесный мир музыкальных инструментов» (викторина).
Привлечение родителей
Мы организуем работу по привлечению родителей к подбору
экспонатов мини-музея. Родители воспитанников предоставили фотографии
семейных музыкальных инструментов : варган, губная гармошка.
Совместно с мамой и папой дети изготавливают экспонаты своими
руками, проявляя творчество.
Предваряя и сопровождая данное взаимодействие с семьями, мы
подготовили консультирование родителей на темы
«Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный
руководитель)
"Воспитание интереса к музыке".
https://mbdou57.ru/index.php/rekomendaczii-pedagogov/muzykalnyj-rukovoditel-rekomenduet/983-muzyka-v-vashem-dome
https://mbdou57.ru/index.php/rekomendaczii-pedagogov/muzykalnyj-rukovoditel-rekomenduet/2184
Запланировано проведение экскурсии в мини-музей «Домисолька»
Работа мини-музея предполагает, что к концу учебного года старшие
дошкольники овладеют элементарными навыками и способами игры на
музыкальных инструментах, умениями играть в ансамбле и импровизировать
на них.
Дошкольники всегда с интересом ждут новых встреч с музыкальными
инструментами в мини-музее.
Видео: https://www.youtube.com/embed/DUZ2KFbDscU