МААМ-картинки

Опыт реализации технологии музейной педагогики «Мини-музей музыкальных инструментов»

Ольга Курынова
Опыт реализации технологии музейной педагогики «Мини-музей музыкальных инструментов»

Музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно. Во-первых, положения ФГОС ДО ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии музейной педагогики. Во-вторых, музейная технология – это одни из методов проектной деятельности, которая включена в структуру ФОП ДО.

Публикация «Опыт реализации технологии музейной педагогики „Мини-музей музыкальных инструментов“» размещена в разделах

В практике нашего ДОУ созданию мини-музея предшествовала

организация выставки, потом уголка, потом большего пространства

музыкального зала.

Выполняя Образовательную программу дошкольного образования МБДОУ

57 г. Мурманска, мы ставим перед собой следующие задачи при организации

мини-музея.

Ц е л ь создания мини музея :

- Знакомство дошкольников с музыкальными инструментами и

музыкальными игрушками в мини-музее;

- создание условия для формирования у дошкольников чувства эмо-

ционального удовлетворения от инструментального музицирования и

потребности в нем.

З а д а ч и:

- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение

дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и

музыкальными игрушками (их внешним видом, устройством, тембром

звучания, историей возникновения);

- воспитывать любовь и интерес к музыке и музицированию, бережное

отношение к музыкальным инструментам;

- стимулировать самостоятельную познавательную деятельность

дошкольников через посещение со взрослыми мини-музея музыкальных

инструментов и музыкальных игрушек.

Мини-музей музыкальных инструментов и игрушек «Домисолька»

стал частью предметно-развивающей среды нашего ДОУ и помогает

реализовывать художественно-эстетическое направление в воспитании детей

более полно и интересно.

При использовании музейной педагогики как инновационной

технологии мы учитываем следующие принципы:

Наглядность.

Доступность.

Динамичность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-

воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями

соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном

этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к

природе вещей).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая

проявляется на уровне практической деятельности как отражении

полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в

продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Ф о н д мини-музея «Домисолька» :

Основной фонд составляют подлинные музыкальные инструменты и

музыкальные игрушки : фортепьяно, синтезатор, маракасы; барабан; бубен;

бубенцы; треугольники; трещотки; деревянные ложки; ксилофоны ;

погремушки; дудочки; гармошки детские; диатонические муз. инструменты-

колокольчики, цветные трубки; металлофоны;

Перечень музыкальных игрушек :

гитара; пианино; музыкальная шкатулка; неваляшка; гармошки с мелодией;

музыкальный микрофон.

Вспомогательный фонд составляют:

Фотографии «семейных» музыкальных инструментов, которые

родители воспитанников любезно предоставили.

Предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции -

точные воспроизведения подлинников (макеты, модели, например

балалайки).

«Паспорта музыкальных инструментов».

Картотека игр «Ознакомление с музыкальными инструментами».

«Загадки про музыкальные инструменты».

Подборка пальчиковых игр типа «Дудочка», «Пианино» и др.

Иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных

инструментов.

Раскраски с изображением музыкальных инструментов.

Поделки детей «Музыкальные инструменты своими руками».

Используется фонд звукозаписей, видеофильмов.

Фонотека:

- Аудиоматериал «Беседы о музыкальных инструментах» О. П. Радыновой

(«Деревянные и медные духовые инструменты», «Ударные и клавишные

инструменты», «Струнные смычковые и щипковые инструменты. Ансамбль.

Оркестр»);

- Аудиоматериал симфонические сказки для детей («Петя и волк» С.

Прокофьева; «Айболит и его друзья» - музыка И. Морозова, текст Н. Сац, по

мотивам сказки К. Чуковского);

- Аудиоматериал с р. н. мелодиями, адаптированными для детей, в исполнении

р. н. инструментов («Светит месяц», «Гусельки», «Калинка –малинка»,

«Хоровод»;

- Аудиоматериал Вячеслава Цветкова «Лесной оркестр» (Сказка. Знакомство

с музыкальными инструментами);

- Аудиоматериал Екатерины и Сергея Железновых «Наш оркестр» (веселые

песенки для музицирования);

- Аудиоматериал «Петя и мышь» Сергея и Веры Железновых (Музыкальная

сказка. Знакомство с музыкальными инструментами);

- Аудиоматериал «Музыка, театр, дети, толпа, шаги» (звуки колокола,

настройки оркестра);

- Аудиоматериал Т. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка;

- Аудиоматериал «Русские народные музыкальные инструменты» (серия

«Русский фольклор», издательство «Весть –ТДА»;

- Аудиоматериал «Во поле береза стояла» из серии «Музыкальное вос-

питание детей. Слушаем музыку» издательства «ВЕСТЬ – ТДА»; (р. н.

мелодии в исполнении, например, оркестра народных инструментов, баяна,

духовых инструментов, баяна и балалайки).

Видеотека:

- видеозаписи фрагментов с выступлениями детей, играющих на

музыкальных инструментах;

- видеомультфильм «Бременские музыканты»;

- детская энциклопедия Кирилла и Мефодия - приложение «Оркестр».

Наш мини-музей имеет ряд признаков :

Мини-музей имеет соответствующее помещение и оборудование,

обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций;

фонды постоянно пополняются, а экспозиции систематически обновляются;

создание зон детской активности, где дети могут не только рассматривать,

но и слушать, ощупывать;

на все экспонаты музея составляется Паспорта музыкальных иснтрументов;

план работы музея координируется с годовым планом ДОУ и включает в

себя проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии,

развлечения, праздники, вечера-досуги и т. д., время проведения мероприятий

и ответственные.

Содержанием работы является:

проведение тематических занятий для дошкольников;

посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и

гостями ДОУ;

организация экскурсий для детей и их родителей,

организация музыкальных, народных, фольклорных досугов и развлечений

для дошкольников.

Используемые формы работы

Занятия в мини-музее проводим в форме экскурсий.

В роли экскурсовода чаще выступает взрослый, но иногда эту роль

могут взять на себя старшие дошкольники.

При знакомстве с инструментом обращаем внимании на его форму, из

какого материала сделан, на что похож, рассказываем об истории

возникновения.

Рассматриваем иллюстрации с изображением музыкального

инструмента, показываем способы звукоизвлечения и предлагаем самим

извлечь звук, учим детей правильному и бережному хранению

инструментов. Объясняем, что музыкальные инструменты не любят, когда с

ними грубо обращаются, и отвечают на сильный удар резким, неприятным,

пронзительно - громким звуком.

Вместе с ребятами мы договорились, что экспонаты можно не только

рассматривать, но и брать в руки, действовать с ними: играть на

музыкальном инструменте.

После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы

педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.

Развлечения проводятся различной содержательной направленности:

- познавательно – тематические вечера (викторины, беседы);

- концерты;

-театрализованные представления.

Занятия и развлечения проводятся в мини-музее два раза в квартал.

Для этого разработаны темы и конспекты занятий и праздников.

План проведения мероприятий в мини-музее :

1 младшая группа

1. «Музей «Домисолька» и его обитатели» (познакомить с музеем;

воспитывать культуру поведения)

2.«Музыка звучит» (создать радостное настроение от инструментального

музицирования, познакомить с новыми музыкальными инструментами).

1 средняя группа

1. «Поиграем-ка мы немножко на деревянных ложках»(рассказать о том, как

ложки изготавливают, кто такие «ложкари»; воспитывать интерес к

творчеству русского народа)

2.«Как появились первые музыкальные инструменты» (в занимательной

форме рассказать об истории происхождения музыкальных инструментов)

3. «Барабан, барабань!»

( дать понятие о логической связи: «барабан» - «марш» - «военный парад»).

1 старшая-подготовительная группа

1.«Солнечный оркестр» («разбудить солнце» звуками шумового оркестра;

уточнить приемы звукоизвлечения из ДМИ).

2.«Звонкий колокольчик» (рассказать об устройстве, многообразии и

назначениях колоколов и колокольчиков).

3.«Профессия Музыкант» (объяснить происхождение слова «музыкант»;

сообщить об учебных заведениях, в которых учатся музыканты;

заинтересовать дошкольников, рассказать им об известных исполнителях,

композиторах, дирижерах).

4. «Оркестр» (дать понятие «оркестр», рассказать о видах оркестра,

познакомить с «представителями» симфонического (скрипка, виолончель) и

народного (балалайка, трещотка, свирель, треугольник) оркестра).

5. «Чудесный мир музыкальных инструментов» (викторина).

Привлечение родителей

Мы организуем работу по привлечению родителей к подбору

экспонатов мини-музея. Родители воспитанников предоставили фотографии

семейных музыкальных инструментов : варган, губная гармошка.

Совместно с мамой и папой дети изготавливают экспонаты своими

руками, проявляя творчество.

Предваряя и сопровождая данное взаимодействие с семьями, мы

подготовили консультирование родителей на темы

«Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный

руководитель)

"Воспитание интереса к музыке".

https://mbdou57.ru/index.php/rekomendaczii-pedagogov/muzykalnyj-rukovoditel-rekomenduet/983-muzyka-v-vashem-dome

https://mbdou57.ru/index.php/rekomendaczii-pedagogov/muzykalnyj-rukovoditel-rekomenduet/2184

Запланировано проведение экскурсии в мини-музей «Домисолька»

Работа мини-музея предполагает, что к концу учебного года старшие

дошкольники овладеют элементарными навыками и способами игры на

музыкальных инструментах, умениями играть в ансамбле и импровизировать

на них.

Дошкольники всегда с интересом ждут новых встреч с музыкальными

инструментами в мини-музее.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Мини-музей музыкальных инструментов в детском садуМини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

Фотоотчет. Экскурсия в музей. Знакомство с коллекцией музыкальных инструментов В. Я. Павлова.Фотоотчет. Экскурсия в музей. Знакомство с коллекцией музыкальных инструментов В. Я. Павлова. Уже не первый год в нашем саду ведется тесная работа с Печорским историко-краеведческим музеем. Нас постоянно приглашают на интересные.

Опыт создания музыкальных инструментов дошкольниками в рамках недели «Народная игрушка» и проекта «Народные промыслы России»Опыт создания музыкальных инструментов дошкольниками в рамках недели «Народная игрушка» и проекта «Народные промыслы России» В связи с тем, что сегодня день музыкальных инструментов на МААМ хочется представить опыт создания и украшения музыкальных инструментов.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт реализации технологии музейной педагогики «Мини-музей музыкальных инструментов»
Опубликовано: 2 апреля 2024 в 18:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД