Папки-передвижки

Опыт работы «Организация мини-музея в условиях ДОО»

Наталья Ермолаева
Опыт работы «Организация мини-музея в условиях ДОО»

Введение.

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан … обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Публикация «Опыт работы „Организация мини-музея в условиях ДОО“» размещена в разделах

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в маленьком провинциальном городе, где размещено очень мало музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.

Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.

Задачи:

• Изучить теоретические основы музейной педагогики;

• Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении;

• Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини-музея «Хлеб – всему голова» в дошкольной группе.

1. Теоритические основы музейной педагогики.

Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:

1. Подготовительный этап

В начале работы вместе с ребятами и родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.

2. Практический этап.

Затем, следуя своей модели, начали создавать мини-музей «Хлеб – всему голова» в групповой комнате. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа разработали вместе с детьми содержание экскурсий по своему музею, темы бесед, причем сами ребята предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини-музее.

3. Работа мини-музея, приглашение детей из других возрастных групп детского сада. Подведение итогов.

Тематика мини-музеев может быть различной. В нашем детском саду организованы мини-музеи :

«Музей культуры и истории народов Башкортостана»;

«Музей хлеба»;

«Русская кукла»;

«Чудо-дерево»;

«Мир транспорта»;

«Загадки космоса».

Тематика мини-музеев нашего ДОУ направлена на воспитание патриотизма дошкольников, знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны; знакомство с народными промыслами, с бытом народов нашей Родины, с историческими и памятными местами. Мини-музеи способствуют развитию речи; формированию представлений об историческом прошлом, связи со своими предками.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (игры-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большого вниманиязаслуживает идея подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях (Приложение 1). Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль мини-музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

2. Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Доступность.

Наглядность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Для организации работы мини-музея педагоги нашего ДОУ используют такие формы организации работы с детьми :

I. Ежедневные:

- коллекционирование вместе с детьми;

- создание мини-музея.

II. Еженедельные:

Игры музейного содержания по формированию художественной культуры

- игры-развлечения («Достопримечательности нашего города», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука» и т. д.)

- игры путешествия («Зачем зерно в землю сажают», «Откуда родом самовар»).

- интеллектуально – творческие игры («Волшебный клубок», «Заседание клуба знатоков культуры»).

- игры – эстетические упражнения («Закрась поднос», «Закончи узор»);

- заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т. д.).

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).

III. Периодические:

- проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея). (Приложение 2).

Цель создания мини-музея ДОУ : подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

3. Создание мини-музея «Хлеб – всему голова» в дошкольной группе.

Работу по созданию мини-музея в группе мы начали с анкетирования, опроса родителей с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После проведенных бесед с детьми и родителями было решено в нашей группе, организовать мини-музей «Хлеб – всему голова».

Целью организации музея стал анализ наблюдений за детьми, анализ уровня сформированности у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту жизнедеятельности, к культуре.

Созданию мини-музея повлияла проблемная ситуация: дети не имеют представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с общезначимой жизнью, с национальным государственным самосознанием. Исходя из этих направлений, выделились цели:

-воспитание патриотичности и национального самосознания детей;

-уважение к труду взрослых;

-воспитание бережного отношения к продукту;

-формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов и привнесение новых. Экспонатом предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится своим и значимым, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго.

Работа в мини-музее «Хлеб» тесно связана со многими сторонами жизни в дошкольном учреждении. Здесь проходит и знакомство с производством хлеба, и непосредственно образовательная деятельность по рисованию, конструированию, и экспериментальная и исследовательская деятельность, и тесная работа с родителями, и приобщение к миру прекрасного через музейное восприятие окружающего.

Очень интересно и познавательно были организованы опыты и эксперименты по проращиванию зерна. Опыт назывался «Вершок и корешок» или опыт с дрожжами – «Почему хлеб пушистый?». В рамках работы в музее запланирован проект «Береги хлеб».

Совместная деятельность в мини-музее особенная, она сопровождаются интересными событиями, которые поучительны для детей. Дети узнают о разных видах хлеба у разных народов, о правильной сервировке и о правильном употреблении некоторых видов продуктов, о значении пословиц и поговорок о хлебе у разных народов, и многое другое.

Мини-музей стал для нас источником вдохновения. Вместе с детьми изготовили макеты хлебного поля, меняем его экспозицию согласно времени года.

При правильной постановке работы в музее, он становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Гостей нашего мини-музея встречает всем известный герой – веселый Колобок. На сегодняшний день в нашем музее собраны картины художников, посвященных хлебу, воспевающих труд хлебороба. Это картины Васнецова, Яблонской, Шишкина, Савицкого и др. Художественная литература, подборки стихотворений, пословиц, загадок о хлебе, о труде. Собраны коллекции зерна, несколько сортов муки и мучных изделий, поделки из соленого теста. Подобраны виды техники, которая помогает в уборке зерновых культур: трактор с плугом, грузовая машина, специализированная машина «Хлеб». Разработано несколько тематических экскурсий, бесед.

Заключение.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создаются мини-музеи. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре своего народа и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Литература

1. Ванслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. Мирмузея. - 2005.

2. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как

новая научная дисциплина - 1997.

3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. /

Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. - 2006.

4. Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. Мини-музей в детском саду. — М. : Линка-пресс, 2008.

5. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. — М. : Изд-во РИК, 2001.

Публикации по теме:

План работы мини-музея «Галактика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный.

Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДООМузейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини – музеев в ДОО) Воспитатель МАДОУ №26.

Опыт работы НОД по конструированию в условиях ФГОС ДО Видео В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Стратегические изменения, происходящие в связи с.

Опыт работы «Творческое взаимодействие ДОО и семьи в разностороннем развитии ребенка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 ст. Ясенская муниципального образование Ейский.

Организация логопедического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОО комбинированного вида Несмотря на достаточно широкую распространенность ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи, далеко не все нуждающиеся дошкольники попадают.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Организация мини-музея «Тряпичной куклы»Организация мини-музея «Тряпичной куклы» Календарно-тематическое планирование воспитания и развития детей старшей группы 7 вида на идеях народной педагогики. Лексическая тема. «Детский.

Организация здоровьесберегающего пространства в ДОО (из опыта работы) Организация здоровьесберегающего пространства в средней группе СЛАЙД 1 В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени.

Планирование работы мини-музея музыкальных инструментов «Сверчок-музыкант» Положение о мини-музее музыкальных инструментов «Сверчок-музыкант»Общее положение. 1. Мини-музей музыкальных инструментов в ДОУ является.

Тематический план работы мини-музея «Колокольчик» План работы мини-музея «Колокольчик» 1 «Колокольная Россия Познакомить детей с народными традициями, связанными с колоколом\r\nРазвивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация мини-музея в условиях ДОО»
Опубликовано: 14 октября 2017 в 12:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД