Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников

Наталия Гриценко
Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников

Важным условием формирования гендерной идентичности старших дошкольников является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, которая окружает мальчиков и девочек.

Слайд №2. Необходимыми элементами предметно-развивающей среды, помимо общепринятых, являются:

схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т. п., обозначающие социально ценные качества мальчика и девочки; " и т. п.,

уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;

мини-среда светского этикета ("Театр", "Званый обед", "Концерт", "Незнакомые люди", "Прием гостей" и т. п., где сосредоточены костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.

мини-среда мужского и женского труда, содержащая оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов; сельскохозяйственный инвентарь; швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты и т. д.);

макет русской избы, убранство дома: стол, лавка, скамья (лавка со спинкой, стольцы (табуретки, сундуки, детская люлька, прялка и т. д. ;

атрибуты, представляющие мужские и женские профессии (портреты людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги, повествующие о людях разных профессий);

Слайд№3 В группах старшего дошкольного возраста мальчишки совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».

Слайд №4 Огромная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. У нас в группе мальчики охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручаем «тяжёлую» работу, например: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую следующие технологии полоролевого воспитания:

1. Слайд №5 Технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений: этические беседы, символические игры (игровые методы P.M. Чумичёвой)

2. Слайд №6 Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения: проблемные ситуации, игры- драматизации, коммуникативные игры.

3. Слайд №7 Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности: игры-состязания «Рыцарский турнир», «Маленькая хозяйка»

4. Слайд №8 Технологии, обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания: народные игры, сказки, материнский фольклор.

Слайд №9 При организации и проведении НОД учитываю психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. На занятиях по математике предлагаем мальчикам для порядкового счета солдатиков, самолётики, кораблики, флажки, а девочкам – бабочек, цветочки и т. д.

Слайд №10 Организация трудовой деятельности: мальчики выполняют более тяжёлую работу, девочки – кропотливую.

Слайд №11 На занятиях по физической культуре подбираем различные упражнения для девочек и мальчиков, устанавливаем различную дозировку, а так же стараемся по-разному обучать сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам).

Слайд №12 На музыкальных занятиях мальчишки учатся навыкам ведущего партнёра, а у девочек развиваем грациозность и мягкость движений

Слайд №13 В продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный аспект: дети рисуют портреты своих мамочек и пап. На все праздники ребята делают подарки для мам, пап, бабушек и дедушек.

Слайд №14 Необходимым условием успешной полоролевой социализации дошкольников является взаимодействие с семьей. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей» оформлялась наглядная информация. Для активизации родителей мною были проведены консультации по воспитанию мальчиков и девочек «Гендерное воспитание в семье», «Гигиена мальчиков и девочек». Были оформлены папки – передвижки «Будущий мужчина», «Будущая женщина». На родительских собраниях выступал психолог, а многодетные семьи обменивались родительским опытом по воспитанию дружбы, взаимопомощи между детьми в семье.

Слайд №15 Положительно зарекомендовали себя в моей педагогической практике такие формы: составление родословной семьи; создание фотоальбомов с семейными увлечениями, семейные конкурсы «Рыцарский турнир», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Лучшая семейная поделка».

Я думаю, что наработанный опыт нашего ДОУ будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Слайд №16 Спасибо за внимание!

Используемая литература: Татаринцева Н. Е. «Полоролевое воспитание и развитие дошкольников».

Прикреплённые файлы:

prezentacija_is8lo.pptx | 9792,01 Кб | Скачан: 75
 
Публикации по теме:

«Опыт работы по формированию гендерной принадлежности в младшем дошкольном возрасте» Слайд 1 «Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды как одно из условий социального развития дошкольников» Ребенок начинает.

Танец «А ты меня любишь?» (Видео) Формирование гендерной принадлежности у старших дошкольников посредством танца. Формирование гендерной принадлежности и идентичности у старших дошкольников - одна из задач реализации образовальной области "Социализация".

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников
Опубликовано: 7 июня 2015 в 17:15
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....