МААМ-картинки

Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ

Елена Гурьянова
Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Я, Гурьянова Елена Юрьевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Воротынский детский сад №2 «Светлячок». Стаж моей педагогической работы 30 лет.

«Воспитатель - волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». К. Гельвеций

Представляю вашему вниманию компьютерную презентацию практических достижений профессиональной педагогической деятельности.

2 слайд

По теме: «Мини –музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Публикация «Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ» размещена в разделах

3 слайд

Для формирования личного вклада, как педагога, в развитие образования выполнила следующие условия:

3.1. Научно-исследовательские

а). Во-первых, я изучила нормативные документы (гиперссылка);

б). Во-вторых, изучила психо-педагогическую литературу в разных источниках, знакомилась с трудами ученых, которые уделяли большое внимание музейной педагогике дошкольников (гиперссылка);

в). В-третьих, я изучила основы компьютерных технологий и интернет- ресурсы.

3.2. Методические условия формирования личного вклада-методические.

а). Изучила современные образовательные методики технологии (гиперссылка);

б). Я разработала методические материалы по созданию мини-проекты : Мини – музей в средней группе «Сказка в гости к нам спешит», проект мини-музея в старшей «Книга-наш друг», проект мини-музея в подготовительной группе «Мир времени».

в). Конспекты ООД «Сказка за сказкой», «На полянку пойдем, там сказку найдем», «Заюшкина избишка», «Три медведя», «Давайте дружить с книгой», «Такие разные книги», «Может, сказка, может быль», «История возникновения бумаги», «Книжка- малышка в подарок младшим детишкам», «Экскурсия в музей».

ООД «История часов», «Настенные часы с кукушкой и др.

Сценарии праздников и развлечений: Инсценирование сказки родителями: «Теремок», детьми «Репка», литературная викторина «В стране сказок», «конкурс чтецов», игра «Умники и умницы», досуг «Путешествие в мир часов» и др.

г) Занималась самообразованием по составленному плану;

д) Разработала план экскурсий по музеям для детей других групп и родителей;

е) Изучала и внедряла опыт коллег по музейной педагогике (гиперссылка).

3.3. Третий вид условий организационно-педагогические.

Правила квалификационные курсы «Теоретические и методические основы развития ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения (ФГТ и ФГОС)» на базе НИРО;

Квалификационные курсы «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» на базе НИРО;

Семинар «Индивидуальный подход к организации РППС в рамках ФГОС ДО» Маханёва Майя Давыдовна;

Работа в районных методических объединениях и мероприятиях МБДОУ;

Вебинары «Изменение содержания деятельности педагогов по ФГОС ДОУ». Чеменева Алла Анатольевна;

«Культурные практики как средство развития детей дошкольного возраста в процессе дошкольного возраста в процессе реализации педагогом образовательной программы» Чигиринова Е. В.

Активно использую информацию с педагогических интернет – сайтов.

4 слайд

Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого-приобщение ребёнка к опыту, накопленному человечеством.

Я задумалась о том, как же поддержать интерес к неизведанному? И здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос – анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные: Во – первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии.

Актуальность использования экспонатов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что её средства позволяют эффективно реализовать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В последнее десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания-выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Рыжовой Н. А, Коваль М. Ю, Дубиной О. В и др.). Но методик по музейной педагогике недостаточно. Именно тогда возникла необходимость внедрения инновационной формы работы, такой, как музейная педагогика, для обеспечения повышения уровня развития познавательной активности у детей.

5 слайд

Поэтому я поставила цель: развитие познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.

Для достижения этой цели ставим задачи:

Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно – исследовательскую деятельность;

Расширять у дошкольников представления о музеях, многообразии и взаимосвязях предметного мира;

Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве;

Формировать социальный опыт, навыки взаимодействия, представления о себе как активном члене коллектива через участие в жизни группы;

Обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, привлекать детей к её созданию;

Активизировать участие родителей в развитии познавательной активности детей посредством музейной педагогики.

6 слайд

Для реализации поставленных задач были созданы условия :

Организация развивающей предметно – пространственной среды;

Организация совместной деятельности с детьми,

Взаимодействие с семьей, специалистами и социумом.

7 слайд

Работу по данной теме я начала со средней группы. Разработала план по самообразованию на данную тему, где спланировала систему работы по внедрению в образовательный процесс музейной педагогики. Всю работу разделила на этапы, как советует Н. А. Рыжова: подготовительный, практический, заключительный или обобщающий.

На подготовительном этапе изучила имеющуюся литературу, определила цели и задачи, выбор темы, определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте детей и родителей. Было выбрано место для музеев-групповая комната. На этом этапе определила возможные направления взаимодействия со специалистами: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, руководитель физической культуры, педагогом-психологом, социальным педагогом и социумом: библиотекой, школьным музеем, домом детского творчества, музеями других групп, что дало возможность реализовать в музейной педагогике принцип преемственности. С родителями провела ряд информационных мероприятий, где познакомила их с задачами музейной педагогики. Были определены пути взаимодействия.

Практический этап более трудоёмкий, но самый важный. Это создание мини-музея, оформление, изготовления оборудования, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр и макетов.

В работе с дошкольниками использовала следующие формы, методы и приё мы:

• беседы с детьми;

• ООД по тематике музеев;

опытно-исследовательская деятельность;

• чтение художественных произведений;

• экскурсии для детей и родителей;

• самостоятельное рассматривание экспонатов.

• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)

• музицирование, прослушивание аудио–материалов, просмотр презентаций;

• выставки;

• мастер-классы по изготовлению экспонатов;

• Литературные викторины, драматизация произведений, спортивные досуги, праздничные развлечения.

Заключительный этап, обобщающий.

Здесь мы проводим торжественное официальное открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп. Разрабатываются экскурсии (взрослыми для детей, детьми для взрослых, организуются праздники, спектакли, дни открытых дверей.

8-9 слайды

За время работы над данной темой мною были разработаны следующие проекты мини - музеев : в средней группе проект мини – музея «Сказка в гости к нам спешит». Его задачи: формирование у детей познавательного интереса к сказкам, воспитание на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Были собраны экспонаты по разделам:

«волшебные предметы»,

«волшебный театр»,

«библиотека сказок»,

«дидактические игры».

10-11 слайды

В старшей группе был создан проект мини – музея «Книга –наш друг». Его задачи: развитие у детей познавательного интереса к книге, знакомство с многообразием жанров и видов книг, воспитание бережного отношения к ним.

Мини-музей включает в себя разделы: «Книги наших бабушек и мам», «Сказки», «Книги К. И. Чуковского», «Умные книжки», «Книжки –малышки», «Книжкина больница», «Библиотека», альбом «История возникновения книги».

12 слайд

В подготовительной группе был создан мини-музей «Мир времени». Его задачи: обогащение познавательного процесса новыми формами в процессе ознакомления с временными представлениями, о периодичности времени, сменяемости и необратимости.

Музей представлен настенными часами, будильниками, наручными часами, песочными, солнечными, клепсидра, дидактические игры («Путешествие в страну часов», «Часы», «Тик-так», «Назови предыдущее и следующее число», «Четвёртый лишний», созданы альбомы : «Часы», «Самые известные часы в мире» собраны книги на данную тему, часы, сделанные детьми совместно с родителями. На этом работа не заканчивается, музеи пополняется экспонатами.

13 слайд

Большая работа проводится с семьями воспитанников по данной теме:

родительские собрания на темы: «Мини-музей, новая форма работы», «Приобщение ребенка к книге»;

анкетирование по данной теме;

консультации;

участие родителей в сборе экспонатов;

проводились мастер-классы по изготовлению разных видов театров, «книжек-малышек», часов, дидактических игр;

принимали участие в конкурсах рисунков на данные темы;

Подготовили и провели «Конкурс чтецов», участвовали в драматизации сказок, в фестивале театральных постановок «Светлячок в мире театра», где заняли 1 место, в развлечении «История часов или какие бывают часы».

Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, посещают с детьми музей.

Заинтересовать этой темой не только родители, но и бабушки и дедушки, родственники. В результате такой работы родители чувствуют причастность к мини-музею.

14 -15 слайд

Взаимодействие со специалистами.

Совместно с музыкальным и физкультурным руководителями проводим праздники и развлечения по теме мини – музеев.

Учитель – логопед проводит беседы, консультации. Педагог-психолог помогает развивать у детей навыки правильного взаимодействия. Социальный – педагог проводит кружок «Здравствуй русская изба», где знакомят с традициями русского народа.

Дети посещают музеи, созданные специалистами : «Музей русская изба» создан социальным педагогом, «Музей олимпийских игр» - физкультурным руководителем, «Музей эмоций» - учителем логопедом, «Музей музыкальных инструментов» - музыкальным руководителем, «Музей истории детского сада» - заместителем заведующего детского сада.

16 слайд

Организовано взаимодействие с учреждениями социума:

Совместно с районной детской библиотекой воспитанниками МБДОУ принимали участие в проекте;

Организована экскурсия в школьный музей, в магазин часов и в часовую мастерскую;

Воспитанники МБДОУ посещают драматический кружок в районном доме творчества;

Посещают ФОК.

17 слайд

В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активности дошкольников в начале и конце данной работы, прослеживается положительная динамика.

На начало проекта высокий уровень познавательной активности составлял 32%, средний 46%, а низкий 22%. На конечном этапе моей работы высокий уровень познавательной активности у детей составил 65%, средний 27%, низкий 8%.

Посредством общения с мини-музеями увеличилось количество детей с проявляющейся потребностью узнавать новое, дети стремятся проникнуть в суть вещей, узнать причинно-следственные связи, проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, умение работать с информацией, структурировать полученные знания.

Детям очень понравилось знакомство с музеями, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в наших не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием.

Именно поэтому мини-музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад-музей-школа», так как мини-музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к обучению в школе.

Наша группа заняла 1 место в смотре –конкурсе на «Лучший мини – музей в МБДОУ» (гиперссылка)

18 слайд

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности:

на организационно-педагогических мероприятиях:

На уровне МБДОУ принимала участие в советах педагогов, семинарах и других мероприятиях;

На уровне МБДОУ принимала участие: в фестивале театральных постановок «Светлячок в мире театра», в смотре – конкурсе «Лучший книжный уголок»;

Провела мастер – класс для педагогов на тему: «Изготовление книжек –малышек»;

На региональном уровне:

Размещаю свои методические разработки на педагогических интернет- сайтах (гиперссылка);

В СМИ:

Во Всероссийском журнале «Дошкольник. рф» опубликовала статью «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (гиперссылка).

В «Воротынской газете» опубликовала статью «Мини-музей» (гиперссылка).

Наряду с положительными результатами работы ещё остаются проблемы, которые необходимо решать и в дальнейшем.

Остается проблема недооценки роли музейной педагогики родителями дошкольников.

18 слайд.

Перспективы дальнейшей работы

1. Продолжать работу в направлении развития познавательной активности детей посредством музейной педагогики.

2. Продолжать создавать проекты мини-музеев по другим темам.

3. Обобщить результаты проделанной работы, представить их на конференции и в публикациях.

Литература

1. Ванслова Е. Г. «Музейная педагогика в XXI веке», Мир Музея, 2005 г.

2. Добрынина Н. «Первый в жизни музей». Журнал «Дошкольное воспи-тание». №6. 2000 г.

3. Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.

4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.

5. Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.

6. Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование ра-боты». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г

7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.

8. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.

9. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.

10. Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.

11. Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru, https://infourok.ru/, https://ped-kopilka.ru, https://doshkolnik.ru.

Публикации по теме:

«Мы патриоты»  (опыт работы)«Мы патриоты»  (опыт работы) В нашем детском саду создана образовательная среда по приоритетному нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через вариативные.

Из опыта работы «Создание мини-музеев и коллекций в группе ДОУ» КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ - целенаправленное собирательство каких-либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС через создание мини-музеев в детском саду Обоснование проекта: Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно.

Опыт работы воспитателя «Формирование культуры здорового образа жизни» Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено.

Описание опыта работы воспитателя Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Описание опыта работы воспитателя ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие» Педагогическая профессия зародилась вместе с человеком, ведь люди с незапамятных.

Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в первой младшей группеОпыт работы по созданию предметно-развивающей среды в первой младшей группе В период раннего детства ребёнок активно познаёт окружающий мир. И нам необходимо сделать окружение для него ярким, интересным, запоминающимся,.

Проект «Балхарская игрушка». Организация работы по созданию оптимальных условий для развития творчества дошкольников Дагестанский Институт Развития Образования Кафедра дошкольного и начального образования Проект Выполнила воспитатель: МБДОУ № 72.

Проект по созданию мини-музея «Шатки-мой край родной» Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная её истории, как её любили и берегли наши деды и отцы. В последние.

Сообщение из опыта работы по созданию личного сайта педагога Если хочешь получить то, чего у тебя никогда не было – делай то, чего никогда не делал! Так и я решила создать свой персональный сайт. Актуальность.

Вариативная программа по созданию педагогических условий для музыкально-творческой работы с детьми Цель программы: Создание педагогических условий для музыкально-творческой работы, способствующих развитию и формированию певческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ
Опубликовано: 13 марта 2017 в 08:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гурьянова (УИ 453043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД