Папки-передвижки

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР»

Лариса Турченко
Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Публикация «Опыт работы по теме „Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах

Данная проблема определила цель углубленной работы «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. уточнить, конкретизировать и систематизировать коррекционные задачи по данному направлению:

-формирование навыков речевого общения на занятиях,в повседневной жизни и деятельности детей;

-обучение пересказу текста по плану, выделение смысловых звеньев;

- формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний;

-развитие самоконтроля детей за собственной речью.

2. привлечь внимание родителей к необходимости раннего приобщения детей с ОНР к истинному богатству русского языка путем максимально возможного использования доступных детям произведений художественной литературы и устного народного творчества, формированию связной речи детей-логопатов на неиссякаемом языковом богатстве устного народного творчества.

Для эффективной и планомерной работы работу по данной теме я строила поэтапно

1этап:организационный (август,2013г)

-изучение методической литературы

-создание развивающей среды кабинета

-разработка критериев мониторинга по теме

-составление плана работы с детьми на 2013-2015 уч. г.

-составление плана работы с родителями на 2013-2015 уч. г.

-разработка конспектов работы с детьми и информаций для родителей на 2013-2015 уч. г.

-проведение мониторинга

2 этап:основной(2013-2015г.)

-проведение запланированных мероприятий с детьми и родителями;

-пополнение развивающей среды кабинета;

-участие родителей и детей в проектной деятельности.

3 этап:заключительный (февраль, 2015 г.)-подведение итогов).

Предполагаемый результат:

1. Сформированность у детей с ОНР лексическо- грамматических представлений;

2. Умение пересказывать текст по плану, выделяя смысловые звенья;

3. Наличие самоконтроля детей за собственной речью;

4. Развитие логического мышления;

5. Активность родителей по приобщению детей к истинному богатству русского языка.

Работа осуществлялась с учё том интеграции образовательных областей рамках ФГОС ДО:

- обучать умению общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию произведения;

- развивать у детей мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость;

Для реализации поставленных задач, мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

Первый год игры -триз включали в себя разнообразную тематику («Дразнилки», «По кругу», «Шкатулка со сказками» и др. (согласно перспективного плана).В этот год воспитанник группы Костенко Максим принял участие в международном конкурсе «Спасая пчелу- спасем мир», где была представлена его экологическая сказка «Жуженька».

Во второй год работы с триз-играми был усложнен. Они были включены в НОД («раздел: связная речь») в большое количество лексических тем. Дети с удовольствием играли в «Паутину» уже в парах, где один ребенок описывал положительные стороны предмета (объекта, другой- отрицательные. В дальнейшем было еще усложнение –«помощь из зала». Ребенок – зритель, используя дополнительный цвет фломастера «плел» свою паутину (дополняя товарищей).(Слайд)

В течение данного периода проходили беседы-рассуждения по разделу «В мире пословиц и поговорок» по разнообразным темам.

Детям очень нравятся игры – беседы с куклами-персонажами сказок я заранее готовлю персонажей, с которыми будет происходить общение. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.

В течение всей работы активно использовались загадки, которые способствовали развитию логического мышления. На первом этапе дети затруднялись в отгадывании их, затем заучивании их. В дальнейшем дети сами сочиняли загадки. На заключительном этапе дети сочиняли загадки, выполняя определенные условия (загадке должен присутствовать союз НО.)В дальнейшем дети рисовали отгадки к загадке. (Слайд)

Составлению описательных рассказов способствовали мнемотаблицы по лексическим темам. Они используются как демонстрационный материал, так и для индивидуального пользования. (Слайд)

Обучение работы по мнемотаблицам сначала носило индивидуальный характер, описательный рассказ составлял каждый ребенок. Начиналась работа с простейших мнемоквадратов, на которых графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходили к мнемодорожкам, и к мнемотаблицам

В дальнейшем составлялись сравнительные рассказы, где принимали участие два ребенка. Дети проявляли активно в НОД «Город тачек», где машины разговаривали, рассказывая о своих деталях, цвете, материале, предназначении и т. д. НОД на тему «Рынок» не только помогло развитию связной речи, но и познакомило с понятием «реклама».

Постепенно усложняя задачи НОД по данному направлению, я использовала прием: составление пиктограмм к стихотворениям. Так они пробовали свои способности в реализации краткосрочного проекта «Учим стихи, играя» (заучивание стихотворения «Весна» У. Ладонщиковой при помощи пиктограммы) (9-12/4-2014г.)

Это получилось не просто познавательно, но вызвало очень большой интерес к «зашифровыванию» стихотворений.

Данные навыки дети уже применяли в реализации педагогических проектов «Деревья Ставрополья», где делали зарисовки достопримечательных деревьев.

Свои умения дети проявили в открытом показе НОД воспитателя группы Л. А. Бажковой при создании мнемотаблицы (в виде аппликации) в реализации пед проекта «Девочки, мальчики» (Слайд).

Индивидуальный краткосрочный педагогический проект осуществлялся с Костенко Максимом тему «Здравствуй, дедушка Мороз»(по одноименному стихотворению А. Найденовой (22-25декабря 2014г.).

Работа в совместном краткосрочном проекте по «Гжель» (февраль,2015г.) включала в себя развитие не только связной речи, но и творчества в придумывании сказок «О гжельской розе».

Дети любят не только придумывать диалоги персонажей, но и обыгрывать их. Так появлялись сказки о насекомых.

Все сказки записаны и хранятся в папке «Творческие рассказы детей». (слайд)

Открытый показ НОД по теме «Открываем поэтический театр» (январь, 2014г.) для педагогов ДОУ, позволил детям показать свои речевые достижения : в рассказывании сказок с использованием жестов, «расшифровывание» сказок с условными обозначениями, чтение стихотворений местной поэтессы Л. Шубной и др.

Свои речевые достижения дети показывали во время выступлений. В 1-год обучения дети выступали перед малышами (2-мл. группа «Ягодка») (октябрь, 2014г.)в драматизации сказки «Спор овощей». Дети были скованы. Речь многих была тихая, забывали стихи.

Затем дети «открывали» поэтический театр перед детьми 2-х младших групп «Ягодка» и «Одуванчик» (январь,2014). Дети были более активны. Они применяли мимику, жесты, речь носила более эмоциональную окраску.

В дальнейшем дети порадовали воспитанников старших групп театрализованными представлениями «Догадливый ежик» (апрель,2014г., «Спасибо за идею!» ( автор: воспитатель группы А. Д. Федонова). Дети следили за правильностью произнесения звуков, фраз. Речь была эмоциональна.

Для активизации речевого общения друг с другом предлагаю детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.

Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбирались с учётом речевого материала в рамках комплексно-тематического планирования.

На протяжении всего периода реализации поставленных задач я строила свою работу в тесном взаимодействии с родителями, активно привлекая их к работе над развитием речевых навыков детей. Работа в тесном контакте с родителями позволяет выработать общие требования к речи ребенка, способам его общения с окружающими, что окажет существенное влияние на формирование у него умений и навыков речевой коммуникации.

В начале 2013-2014 уч. г. было проведено анкетирование «Речевое развитие ребенка», где родители широко осветили речевые проблемы своего ребенка.

В начале2014-2015 уч. г. родители были ознакомлены с речевыми ориентирами выпускника логопедической группы (сентябрь,2014г.) Родители получали теоретические знания через :

1. теоретический семинар «Использование пословиц и поговорок для развития логического мышления детей с ОНР в старшей группе»(ноябрь, 2013г)

2. логопедический тренинг с участием родителей и детей «С пальчиками мы играем- речь детишей развиваем»(февраль, 2014г.)

3. информационный листок («В какие игры играем с детьми?» (октябрь,2014г., 4. консультации:

Развитие речи детей через ознакомление с народным искусство»(февраль,2015г.);

Развитие речи : : 6- й год жизни ребенка» (октябрь, 2013г.)

-«Использование метода пиктограммв работе с детьми, имеющими речевые нарушения»(декабрь, 2014г.);

5. логопедические практикумы:

- «Развитие связной речи детей с ОНР через мнемотаблицы (на слова)» (ноябрь, 2014г.);

Развитие речи детей через театрализованную деятельность»(апрель, 2014г.);

-«Оригами в развитии детей с ОНР»(май, 2014г.)

-день открытых дверей (май, 2014г.) др.

Наиболее весомыми и продуктивными были совместные долгосрочный проект «Папа, мама, я - читающая семья» (сентябрь-май,2014г.).Он включал в себя разнообразные формы работы

Для определения результативности моей углубленной работы я использовала мониторинг развития связной речи детей и их логического мышления. Итоговый мониторинг уровня качества речевого развития детей показал высокий уровень.

Вывод: дети достаточно самостоятельно строят рассуждения. Высказывания их отличаются ясностью, логичностью, достаточно аргументированы. В качестве аргументов используются примеры из личной жизни, произведений художественной литературы. Высказывания детей связные, в качестве средств связи используются различные союзы: потому, что, поэтому, вводные слова: я считаю, по моему мнению и другие.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры В последние годы педагоги и психологи все чаще обращаются к проблеме развития мышления детей дошкольного возраста. Логическое мышление незримо.

Опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Хочу представить опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования. Важность речевого развития.

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала,.

Опыт работы по теме «Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей дошкольного возраста» Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается.

Опыт работы по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности» Опыт работы по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности» Сегодня общество.

Опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме проанализировала материально-технические.

Развитие логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня.

Развитие логического мышления воспитанников дошкольного учреждения Развитие мышления происходит при условии овладения ребенком тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и.

Развитие логического, образного и пространственного мышления детей. Перспективный план работы в средней группе Развитие логического, образного и пространственного мышления детей. Перспективный план работы в средней группе. Актуальность: Современный.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы «В гостях у сказки». Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР»
Опубликовано: 24 июня 2015 в 16:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД