Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»

Ирина Копылова
Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»

К

КАК весело рисуют дети

Доверчивые чудеса.

Не истину и добродетель,

А человечка или пса.

И пес неистов и оранжев

В шарах зеленое: «гав-гав»!

И, радуги разбудоражив.

Конь скачет о шести ногах.

А над конем летит сорока.

Летит дорога под конем.

Хохочет солнце кособоко

И улыбается луна.

Дитя от мыслей безрассудных,

Меня чертою отдели.

Пусти, пусти меня в рисунки.

И в добром мире посели!

В этом стихотворении Давид Самойлов очень точно охарактеризовал особенности детского изобразительного рисунка с ноткой творчества.

Вы не задумывались, почему все дети любят рисовать? Как правило они начинают это делать раньше, чем говорить. Наблюдая за детьми, заметила, что для них важен сам процесс рисования: взял в руку карандаш - рука движется, оставляет след, нажал сильнее - след толще, нажал слабее – след тоньше, остановился - ничего не происходит? Это говорит о том, что дети исследователи, мыслители и открыватели.

В. А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, их реальному миру. Таким образом, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования. Ведь любое нарушение развития ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.

По моему опыту работы современного ребенка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве.

Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха на занятиях по художественному творчеству. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы.

Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Наш детский сад посещают дети с логоневрологическими нарушениями, которые имеют проблемы в психическом развитии, имеющие низкие познавательные возможности. Поэтому,проанализировав детские рисунки, диагностический материал и изучив методическую литературу, я сделала вывод, что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования я вижу,как можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Каждая из нетрадиционных техник – это маленькая игра.

Сейчас очень много издается литературы, обучающей приемам и методам рисования дошкольников в нетрадиционных техниках рисования. Изучив ее, я стала чаще применять в занятиях эти методы и приемы. Для своей непосредственной работы я составила рабочую программу по Художественному развитию детей дошкольного возраста, где я включила занятия по рисованию в нетрадиционных техниках во всех группах.

Методическая литература, которую использую в своей работе с детьми:

-Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.

- Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.

- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

- Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008.

- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.

-Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008.

- Казакова Р. Г., Рисование детей дошкольного возраста. - М., Творческий центр, 2004.

- Давыдова Г. Н., Пластинография для малышей – М. ,2006.

- Полозова Е. В., Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. - Воронеж,2007.

- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.,

2007.

-Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования М., Творческий центр, 2011

- Белая К. Ю. Разноцветные игры М., Линка- пресс, 2007

В работе использую различные педагогические технологии. Которые помогают добиваться хороших результатов в коррекционной работе и в развитии творческогопотенциала у дошкольников.

В первую очередь –это здоровье сберегающие технологии, которые обеспечивают социально психологическое благополучие ребенка, обеспечивают физическое и психическое здоровье, напрвлены на обеспечение комфортности и позитивного психологическогосамочувствия.

Технология личностно- ориентированного взаимодействия с детьми, очень хорошо соотносится с принципами изотерапии. Это индивидуальный подход к каждому ребенку, уважение личности. Самоактуализация т. е. полное использование самим ребенком своих талантов, способностей и возможностей, самовыражение –проявление ребенкомприсущих именно ему качеств и способностей. Обязательная субъектная позиция ребенка в деятельности. Главное в работе создать условия для максимального развития индивидуальности ребенка, выстроить умение партнерского общения.

Технология исследовательской деятельности находит свое применение в ходе исследования и экпериментирования с различными материалами для творчества.

Совместно с воспитателями успешно исползую в работе технологию проектной деятельности, реализованы проекты различной тематики: «Мамы всякие нужны!», «В лесу родилась елочка», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Зимующие птицы» и т. д.

Сотрудничая с педагогом психологом, разработана программа коррекционно – развивающих занятий по изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста- изотерапии. Эти занятия укрепляют психику ребенка, развивают его мышление и эмоционально – волевую сферу, снимают остроневротические реакции, нейтрализуют страхи эмоционально- отрицательные переживания. Работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе педагога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Главная цель для педагога – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок, испытывает какие – либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревога, то это отражается в его рисунке. Изобразительное творчество – это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.

Цель данной программы:

- развитие изобразительного творчества.

-умение выразить свои эмоции, реализовать свои возможности.

-развитие и коррекция эмоционально – волевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии.

Задачи:

1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления и творческой деятельности:

— формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, вкуса и обоняния) на основе сенсорных этапов;

— расширение эмоционального опыта ребенка;

— формирование представлений о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах на основе природного и неприродного материалов.

2. Научение взаимодействию и восприятию искусства:

— формирование отношения к цвету, звуку, движению, линии, форме;

развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства;

— реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов;

— формирование умения выразить свое переживание и ощущение телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью изобразительных средств;

развитие умения осознавать свои внутренние переживания, навыков самоанализа, способности экспериментировать.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической коррекции детей с невротическими, психосоматическими нарушениями. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании изотерапии, бесконечно.

Осознавать — значит, чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь. Поэтому на занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает. Осознавая, что чувствуют губы, язык, небо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным

Система работы состоит из 36 занятий и рассчитана на два года: старшая, подготовительная группы (по 18 занятий в год).

Занятия с подгруппой детей (6 – 8 человек) проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 25 минут (дети 5- 6 лет, 30 минут (дети 6-7 лет).

На занятии ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом.

1 этап — психологическое вхождение в занятие.

II этап — познавательный, или знакомство с неизвестным новым): игры, релаксация и медитация, работа с наглядными пособиями, слайд-фильмы, элементы арт-терапии.

III этап - практический, или работа в материале.

IV этап — завершающий, или психофизическая разгрузка: арт-и психотерапевтические игры, аудиотренинги, взаимодействие с родителями и т. п.

I и IV этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи ребенка напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко педагог введет его в особый мир искусства, царящий на занятии. Завершающий этап должен способствовать удовлетворению потребности ребенка на данный момент.

Во время занятия этапы мы иногда меняем местами, тогда как могут появ-ляться новые или поочередно повторяться между собой — все зависит от прогнозирования результата деятельности.

Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

На занятиях по изотерапии в III этапе я стараюсь использовать в рисовании нетрадиционные методы и приемы.

Такие нетрадиционные техники рисования как :кляксография, рисование ватными палочками, ниткография, рисование листьями от деревьев, мятый рисунок, набрызг,восковыми мелками и свечой, метод тычка, царапки на основе густой гуаши, клеевые картинки, с помощью зубной пасты, рисование солью, тампонирование. картофельное рисование, с помощью открыток, на мокрой бумаге, с помощью пленки, пескотерапия, метод монотипии, объемное рисование, мыльной пеной и т. д.

Рисование на воде в технике эбру.

Увидев в интернете, а затем прочитав литературу об этой новой для меня технологии рисования я решила ввести ее в свои занятиях по изотерапии и на кружке,который называется – «Краски танцующие на воде».

Цель Эбру- рисования: развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Задачи:

-Учить детей рисовать в нетрадиционной технике – Эбру.

-Развивать интерес к изобразительной деятельности, желание экспериментировать, творить, фантазировать, проявляя яркие чувства и эмоции. Развивать цветовосприятие.

-Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

Эбру — это древнее искусство рисования на воде. Рисование на воде – особый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать за происходящим. Без особого труда даже дети имеющие ограничения по здоровью могут создавать шедевры, просто проведя палочкой по каплям краски на воде. Особый восторг возникает у детей, когда они узнают о том, что рисунок можно перенести на бумагу, и он останется им на память! Зародилось Эбру, по некоторым предположениям, в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам, и здесь оно получило широкое распространение. Одно можно сказать точно — Эбру появилось на Востоке. Самая древнейшая официальная работа этой техники датируется 1539 годом. Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, но и один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования Эбру не требуется никаких выдающихся способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает нечто красивое. Тайна Эбру заключается в том, что тот, кто занимается данным видом искусством, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковые картины просто невозможно!

Как помогает детям творчество рисование на воде «Эбру»

- В творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.

-Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.

-Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.

-Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.

Помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключаться с интеллектуальной школьной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает ребенка к природе и к своему внутреннему миру.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества. Затем были совместные рисунки детей и их родителей, ведь ребятам хотелось не только показать умения, но и научить, своих близких рисовать без подобным образом. Когда накопилось достаточное количество работ, мы сделали выставку и оформили альбомы юных художников, устроили мастер классы для педагогов из других групп и их воспитанников. А как приятно слышать восторженные отзывы о детских рисунках! Как приятно видеть как дети и видеть, как дети гордятся своими успехами и обретают веру в собственные силы и возможности! И самое дорогое для меня детское «Я сам нарисовал! Я ещё много нарисую!»

Таким образом - используя в своей работе с детьми нетрадиционные техники рисования которые помогают развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы детей. Дети стараются передать свои чувства и эмоции, от интересного и необычного рисования. Рисунки детей стали интереснее по содержанию и цветовому решению.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии дошкольников Слайд № 2 Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы.

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников». «Страна, в которой учили так.

Фото «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ»Фото «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ» на протяжении всего учебного года мною во второй младшей группе детского сада были использованы следующие виды нетрадиционных техник рисования:.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической.

Использование оттиска как одного из нетрадиционных способов рисования в работе с детьми дошкольного возраста Добрыйдень уважаемые колегги! Тема моей презентации «Использование оттиска, как одного из нетрадиционных способов рисования в работе с детьми.

Конспект НОД по рисованию «Бабочки-красавицы» (использование нетрадиционных техник рисования) Конспект занятия по рисованию «Бабочка-красавица» (нетрадиционного рисования) Цели: Учить детей получать изображение, применяя монотипию.

Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей с ОВЗИспользование нетрадиционных техник рисования в обучении детей с ОВЗ Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а рисование доставляет огромное удовольствие.

Обучение родителей и педагогов ДОУ технологии применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. Проблема творчества всегда была одной из актуальных в истории дошкольной педагогики. Развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Тема: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет. Актуальность Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном.

Зимняя зарисовка «Добрый дедушка Мороз!» Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2–3 летЗимняя зарисовка «Добрый дедушка Мороз!» Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2–3 лет Зимняя зарисовка «Добрый дедушка Мороз»-использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2-3 лет. Описание: работа предназначена.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 14:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством кубанского поэта В....
Тема организованной образовательной деятельности: «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко». Группа ( возраст детей) : старшая группа ( 5-6...
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...
Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении...