Светлана Магкиева
Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из актуальных показателей становления личности на этапе
дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой формирования которого есть глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Посредством музыкального воспитания осуществляется приобщение детей к истории Родины, духовно-нравственным традициям, формируются волевые качества у детей. Ведь именно музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Публикация «Опыт работы музыкального руководителя по теме „Нравственно-патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Формирование нравственно - патриотических качеств в нашем детском саду проходит через различные формы работы с детьми : музыкальные занятия, праздники, развлечения, самостоятельную деятельность, конкурсы, направленные на познание культуры своего народа, народов своего края, позволяющие сделать педагогический процесс более ярким, эмоциональным, запоминающимся и познавательным.
Музыка формирует патриотические и нравственно-эстетические чувства развивает волевые качества. Роль музыкального руководителя очень важна при подготовке и организации таких мероприятий. Ведь именно на музыкального работника ложится ответственность за составление годового планирования, подбора репертуара.
Планирование- одно из важных условий организации педагогического процесса, поэтому при составлении планирования мною учитывалась воспитательная задача по привитию навыков нравственности и патриотизма.
Два вида планирования календарное и перспективное позволяют мне сделать процесс подготовки детей последовательным, целенаправленным, где перспективное подразделяется на основной вид деятельности (перспективное планирование занятий) и деятельность вне занятий (праздники, развлечения, конкурсы).
Мероприятия запланированные мною, несут познавательный характер и во многом зависят от среды организованной в группах, это музыкальные уголки, уголки этнического характера, которые включают в себя атрибуты народного творчества, музыкальные пособия (дидактические игры, музыкальные инструменты, диски, кассеты для прослушивания детьми.
Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания (песни о маме, о товарищах) обращаю внимание на эмоциональное состояние ребенка. Именно через эмоции ребенок показывает, насколько эмоционально он проник к данной песне. Кроме того, песни о Москве, Родине пробуждают в детях чувство любви к нашей стране. Хороводы, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают патриотические чувства. Использование жанрового богатства музыки, позволяет воспринимать героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствует коллективное пение, танцы, музыкальные игры, где дети охвачены общими переживаниями, интересами. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника.
Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий, например:
-исполняя песню, ребенок испытывает чувство переживания вовремя начать и закончить ее;
-в танцах и играх, действовать подчиняясь музыке;
Таким образом, музыкальная деятельность позволяет мне создать необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, первоначальных основ общей культуры будущего человека.
Очень важен в музыкальном развитии дошкольника процесс подготовки
культурно-познавательных и культурно-развлекательных мероприятий по
патриотическому воспитанию, который строится на развитии
личностно-смысловой сфере ребенка:
-в отношении к действительности; где затрагивается развитие культуры страны)
-в отношении к истории; (где культура и история нашего народа изучается через народный фольклор, народные танцы)
За свой короткий этап работы, а он составляет один год, мною были
запланированы и проведены мероприятия направленные на развитие
нравственно-патриотических чувств у детей среднего и старшего дошкольного возраста это :
-день матери (праздник для родителей)
-поэзия России (конкурс стихов)
-встреча с музыкой Шаинского (познавательное развлечение)
--масленица (народное гулянье, знакомство с традициями русского народа
-Праздник ко дню великой Победы!
-Конкурс народной сказки «Жадная старуха»
Для меня очень важно помнить, что мы люди Кавказа, поэтому считаю,
что наши дети,как можно чаще должны слышать задушевные русские
песни, зажигательные кавказские ритмы, насладиться всей богатейшей
музыкальной палитрой народного творчества,которым всегда был славен
многонациональный Кавказ.
Я стараюсь донести до детей через музыку, что радушие, гостеприимство и красота Кавказа живет и в их сердцах, мы должны уважать, любить свою семью, край, Родину, страну и помнить слова одной из песен :
«Кто приехал к нам в первый раз - наш гость,
кто дважды побывал - наш друг,
кто много раз - брат!», тогда нам не будет страшно за своих детей.