Марина Анчутина
Опыт работы «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников
дома.
Тема: исследовательско- творческий проект «домашние опыты»
Образовательная область: познавательное развитие детей, ознакомление с окружающим миром.
Вид проекта: исследовательско-творческий детский, с участием родителей.
Публикация «Опыт работы „Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома“» размещена в разделах
Актуальность: Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Что является решением одной из задач для подготовки ребёнка к школе.
Цель:
Приобщение родителей к исследовательской деятельности детей в домашних условиях
Проблема
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. К сожалению, такую деятельность не часто можно проводить в садике с ребёнком индивидуально, поэтому в этом мы стараемся прибегать к помощи родителей. Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь существует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на кухне, руководствуясь мамиными или папиными инструкциями, и, конечно, под их наблюдением. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама или папа не спешит делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ самому.
Задачи проекта:
1. Развивать у родителей повышение уровня экспериментального сознания.
2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, знания о свойствах, качествах предмета и его применении в быту.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.
4. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного проведения опытов в быту.
Участники проекта: Воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: недельный.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный – раздать родителям консультации «Проведения опытов на кухне» для совместной деятельности с ребёнком в домашних условиях.
II этап – Организационный – создание на занятии проблемной ситуации с детьми.
III этап – Преобразовательный – обсуждение опытов.
Обеспечение проекта:
лаборатория для организации детского экспериментирования.
познавательная и научная литература.
Картотека и консультации для родителей опытов и экспериментов “ Опыты на кухне”.
Ожидаемый результат
Для детей:• Сформированность положительной мотивации на экспериментальную деятельность в домашних условиях.
• Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
• Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
• Развитие и поддержка творческой активности детей
Для педагогов:
• Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по поисково-познавательной деятельности дошкольников.
Для родителей:
• Повышение уровня экспериментального сознания.
• Развитие коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.
План эксперементальной деятельности (опыты на кухне)
Опыт «Как покрасить живые цветы»
Цель: благодаря этому эксперименту ребёнок сможет наблюдать движение воды в растениях.
Материал и оборудование:
Цветы с белыми лепестками, ёмкости для воды, пищевые красители разных цветов, вода.
Опыт «подводная лодка»
Цель: показать детям, что частицы соли в воде удерживают предмет.
Материалы и оборудование:
два стакана с водой, соль, яйцо
Опыты с детьми дома
Опыт : «волшебная мука»
Материалы и оборудование: мука, вода.
Цель: показать детям, что мука сыпучая, мягкая, лёгкая, белая. На муке можно рисовать разные фигуры, узоры. Если добавить в муку воду, она становится липкая и не сыпется, из теста можно лепить.
Опыт : «Волшебные пузыри»
Материал и оборудование: ёмкость, вода, жидкое мыло.
Цель: показать детям, что если в воду добавить жидкое мыло, то получается мыльный раствор, с помощью которого можно надуть мыльный пузырь.
Опыт :Испаряется ли вода»
Материал и оборудование: ёмкость, вода, свеча.
Цель: показать детям, что при нагревании жидкость испаряется.
Опыт : «Шарик-магнит»
Материал и оборудование: воздушный шар, бумага.
Цель: доказать детям, что если потереть шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд и притягивает к себе бумагу.
Консультации для родителей:
«Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
«Занимательные опыты для дошкольников, которые можно провести дома».
Итог проекта - мероприятие «Чаепитие с родителями», презентация
В ходе совместной работы с родителями дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.
Таким образом, включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей и родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.