Жанна Ибрагимова
Опыт работы по знакомству детей с художниками-иллюстраторами
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по знакомству детей с художниками-иллюстраторами
Размышляя над тем, как создать ребенку благоприятные условия для всестороннего развития, не навязывая, не принуждая их не к чему, и, учитывая условия современности, появления новых альтернативных программ, ИКТ, новой методической литературы, мы решили работать по данной теме, которая все больше стала приобретать целенаправленный характер.
Публикация «Опыт работы по знакомству детей с художниками-иллюстраторами» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Работать по этой теме начали только в этом учебном году, она охватывает практически все стороны воспитания дошкольников: эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, нравственные чувства, а также развивает речь и многое другое.
Хотелось бы немного остановиться на том, почему именно она затронула нас, стала такой важной и необходимой в нашей работе, и какую роль играет эстетическое восприятие в воспитании детей. Ребенок с самого детства по своей природе предрасположен к разным видам искусства и его сознание может вместить в себя все виды художественной деятельности со своеобразным их переплетением в процессе развития. Искусство, становясь частью окружения, позволяет ребенку проникать в жизненные ситуации и видеть их такими, какими они предстают через сюжетные картинки, иллюстрации, через характеры героев, их настроения. Мир сказок, иллюстраций и поэзии помогает детям в непринужденной эмоциональной обстановке, отличной от повседневной, воспринимать все происходящее в окружающем нас мире действительности. Природа детей такова, что художественное слово им будет чуждо и непонятно, если они попробуют представить его через лепку, рисунок. Дети должны сенсорно насытиться наглядностью мимики, жеста, костюмом, маской, звуком, цветом, интонацией речи, созданием художественно-пространственной среды. Таков образ мышления ребенка-дошкольника, наглядно-образный, наглядно-действенный.
Через слово, как и через изображение и музыку, активизируются и развиваются все виды художественной деятельности. Ведь малыш уже в самые первые годы своей жизни встречается с книгой. А книга - это одно из первых произведений искусства. Ребенок, видя художественный наряд книги, проявляет к ней интерес, у него появляется желание внимательно рассмотреть её, узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывать радость от встречи с красивой книжкой. Когда - то, Россия славилась традициями семейного чтения, сейчас это все утрачено и нам хотелось бы возродить эти традиции среди своих воспитанников, так как они несут в себе богатый нравственный потенциал для всестороннего развития ребенка.
Из опыта работы с детьми мы убедились в том, что при обьединении искусств у детей пробуждаются особые эмоции, которые способны творить чудеса. Они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности, раздвигают горизонты их сознания и могут определить его дальнейшее будущее.
Свою работу по данной теме мы начали с календарного планирования, но этого оказывается недостаточно, поэтому составили творческий план, который намного облегчил нашу работу и с детьми, и с родителями. Малышей начали знакомить с иллюстрациями художников Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина, Е. Рачёва. Яркие красочные иллюстрации Васнецова к потешкам "Заинька", "Петушок", "Сорока-белобока" и реалистические картинки Чарушина заставляют детей вглядываться в образы внимательнее и устанавливать некоторые связи. При рассматривании иллюстраций стараемся, как можно больше использовать образные слова, народные выражения "Солнышко-ведрышко", "Здравствуй, солнышко-ведрышко", "Травушка-муравушка", "Волчок-серый бочок" и другие. Обращаем внимание на средства художественной выразительности, форму, строение, позу, фактуру поверхности (пушистый, лохматый, гладкий, цвет, положение в пространстве. Дети подражают голосом животных, изображенных на картинке. Иногда просим детей выполнить ряд игровых действий "погладить зайчика", "покричать как петушок", а так же предлагаем показать движения животных, птиц - "Как сорока - белобока кашу варила, гостей созывала", "Как петушок машет крылышками" и т. д. Кроме этого обращаем внимание на то, что написал автор и что нарисовал художник, какие детали придумывал, во что он наряжал своих героев (фартучки, сарафаны, бантики, сапожки, здесь дети учатся соотносить слова автора потешки и содержание рисунка художника. Детям очень нравится, когда звучат потешки не просто стихами, а песенками, что усиливает их интерес к иллюстрациям и к процессу рассматривания, они с удовольствием пропевают эти песенки - потешки вместе со нами, что способствует развитию памяти и речевой активности детей.
С большим интересом играют в дидактические и хороводные игры - "Мыши", "Заинька", "Петушок и собачка", "Угадай, из какой мы сказки", "Угадай, какие звери в этом домике живут" и т. д. Малыши учатся внимательно слушать, а после прочитанного рассказываем вместе содержание. Происходят существенные изменения в речевой деятельности, словарный запас становится намного богаче, шире, особенно в использовании характеристик животных, при описании внешнего вида и эмоционального состояния героя (большой или маленький, белый или красный, пушистый, лохматый, гладкий, золотистый, веселый, грустный, хитрый, ловкий, злой, добрый, забавный, смешной, озорной и т. д.). Много образных слов дети используют в повседневной речи - солнышко-ведрышко, зайка-побегайка, кисонька-мурысонька, медведюшка-батюшка и др. Рассматривая книги с иллюстрациями художников, спрашиваем "А кто это нарисовал?", "А как его зовут?", "Кого он любил рисовать больше всего?" и т. д. В общении друг с другом у детей нашей группы часто можно услышать ласковые и добрые слова (хороший, милый, Катюша, Ванюша).
У детей среднего возраста - особое отношение к красоте, в частности к красоте языка. Их сознание выходит за пределы окружающей действительности, их волнуют отношения, происходящие не только в ближайшем окружении, им становится интересен весь мир. Дети слышат красоту поэтической речи, особенно если она к месту и к настроению. Искренние, яркие рассказы, сказки, стихи, иллюстрации, рисунки, причем в сочетании с музыкальными произведениями, помогают детям понять эту красоту, почувствовать её, увидеть своими детскими глазами то, что они видят вокруг себя.
Поэтому, ориентируясь на их сознание, при рассматривании иллюстраций художников Васнецова, Чарушина и Рачева учим видеть и узнавать выразительности, с помощью которых художник передает своё отношение к нему (плавность, красота линий, колорит, жесты и мимика). Рассказываем детям о том, что над созданием каждой книги работают много людей (писатель, художник, редактор, а потом отдают её в типографию, где рабочие-печатники уже делают эту красивую книжку. Много труда и забот требует каждая книга, поэтому нужно бережно и аккуратно относиться ко всем произведениям искусства.
Серии занятий по творчеству Васнецова и Чарушина, по своим разработкам, помогают нам продолжить работу по развитию интереса к книге и книжной иллюстрации, подвести к пониманию того, что рисунок связан с текстом, что он поясняет его и наглядно показывает все происходящие события героев и дает оценку их поступков. Иллюстрации этих художников формируют у детей способности соотносить увиденное с собственными представлениями о красивом, смелом, радостном, обогащают словарный запас детей, развивают у них воображение и мышление. На таких занятиях, как "Писатель и художник Е. И. Чарушин", "Угадай, кто, что делает?" и других, дети учатся видеть творческие манеры изображения художником, его умения по-своему раскрывать текст, учатся различать рисунки Чарушина и Васнецова. Иллюстрации Чарушина учат детей быть внимательными, чуткими, добрыми, они формируют у детей художественное и зрительное восприятие, умение в речи и многое другое.
С уважением воспитатели группы