Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к культуре родного края (1 часть)

Инна яркевич
Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к культуре родного края (1 часть)

2 часть

В обществе назрело множество проблем, которые называют никак иначе, как «отголоски 90-х». Наши дети, а теперь уже и внуки росли и растут в то время, когда о нравственности, духовности, патриотизме их родителям задумываться особо было некогда. Нужно было выживать, а дети оставались наедине со своими «друзьями»- телевизором и компьютером, из которых получали только необходимую информацию. Росли, наблюдая вокруг жизнь, основанную сплошь на материальных ценностях, жестокости, лжи. Но в последнее время, глядя на «своё будущее», взрослые ужаснулись! Отмечается неблагоприятная тенденция к ухудшению духовного, нравственно-патриотического состояния детей. Уже в дошкольном возрасте дети моделируют поведение родителей, окружающих их взрослых. Глядя на них, видишь явную морально-нравственную пустоту, отчего душа рвётся на части. Напрочь отсутствует доброта, уважение, любовь к близким, Родине.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к культуре родного края (1 часть)» размещена в разделах

Назрела необходимость совершенствования подходов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, поиска вариативных форм эффективного сотрудничества педагогов, специалистов и родителей по воспитанию духовных, нравственно-патриотических качеств у дошкольников.

Актуальность данной разработки обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления духовного, нравственно-патриотического образования, развитием детского сада в новых условиях. Появилась возможность создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, применения в воспитательном процессе элементов дискуссии, проблемных ситуаций, развивающих игр, исследовательской деятельности, когда всё направлено на поиск решения, открытия, являющихся эффективным средством развития духовной, нравственно-патриотической личности.

Разработка призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия Кубанского казачества подрастающему поколению. Инновационные процессы в сфере воспитания и образования положительно влияют на их качество в образовательных учреждениях, создают лучшие условия для духовного, нравственно-патриотического воспитания детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

Целью разработки является:

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса, воспитание духовной, нравственно-патриотической личности на основе приобщения к культуре родного края.

Задачи:

-формировать у ребёнка представление о себе, своей семье и социальном окружении;

-дать представление о роли родного края в экономическом развитии страны;

-формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, станице, его жителям, труду;

-формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Краснодарского края;

-знакомить с историческим и культурным наследием родного края;

-развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами.

В опыт работы входит тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края». Он предназначен для расширения и обогащения знаний детей о родном крае, перспективное планирование по теме.

Разработан и издан сборник конспектов бесед «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края»

На сборник получена рецензия Заместителя директора по учебно-методической работе и дополнительному образованию ГОУ СПО «Ленинградский педагогический колледж» Н. Н. Баевой в 2010году.

Комплекс занятий, разработанный в рамках реализации модели нравственно-патриотического воспитания через приобщение к культуре родного края и методические материалы к нему могут быть использованы в работе дошкольных образовательных учреждений

В результате применения разработки дети должны обладать знаниями по истории казачества, гордиться историческим прошлым своего края. Знать и различать понятия «предки, родственники, поколение», родовые и семейные традиции. У детей должны укрепиться понятия ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким. Иметь представление о красоте и разнообразии природы Кубани, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые произрастают на территории Краснодарского края. Должны знать главные христианские праздники, казачьи обычаи и обряды; любить и уметь исполнять казачьи песни; обогатить свою речь кубанскими пословицами, загадками, сказками; знать о профессиях, распространенных на территории Кубани.

Новизной является активное использование в работе с детьми краеведческого материала при ознакомлении с природой, художественной культурой, произведениями поэтов, писателей, композиторов и художников Кубани.

Использование национально-регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе дошкольном учреждении предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов Кубани, влияет на воспитание положительных моральных качеств у детей.

С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов. Всё это необходимо знать, любить и беречь.

Духовное, нравственно-патриотическое воспитание ребёнка-это основа формирования будущего гражданина, в наше время это одна из сложных задач. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение духовным, нравственно-патриотическим содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности.

Организация воспитательно-образовательной работы предполагает духовное развитие каждой личности и всего коллектива в целом, формирование базовых понятий духовности, чувства долга, чести, ответственности на основе осознания исторически сложившейся казачьей системы нравственно-патриотического воспитания. Все эти чувства не возникают сами по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, станице, в которой живёт- малой родине.

В старшем возрасте ребёнку интересно знать о месте его рождения, о местоположении малой родины- Кубани, её богатой растительности и животном мире. С неподдельным любопытством узнают о людях, живущих в Краснодарском крае, о губернаторе и его делах, о защитниках Кубани. Всё, что можно узнать о Кубани, преподносится ненавязчиво, в свободное от занятий время. Достаточно отводить несколько минут два-три раза в неделю для бесед, чтения художественной литературы, игр, рассматривания иллюстраций, фотографий, прослушивания музыкальных произведений, дидактических игр, развлечений.

У детей должна быть :

-воспитана активная жизненная позиция;

-сформированы духовные, нравственно-патриотические качества;

-сплочён групповой коллектив;

-приобретены практические навыки следования традициям казачества, умения участвовать в кубанских обрядах; способности украсить свой быт в кубанском народном стиле.

Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду- роль пассивного потребителя воспитательно - образовательных услуг. Родители вместе с детьми участвовали в совместных досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: «День Матери», «День станицы», «Рождественские колядки», «Пасхальные посиделки», «День защитника Отечества», «Правнуки победы» и т. д., в оформлении фотовыставок в группе: «Наши дедушки и папы- защитники», «Мамочка любимая моя», «Любимые места станицы»; в конкурсах совместных творческих работ детей и родителей : «Дары осени», «Мамины руки», «Атамань», «Пасхальные сувениры», «Кубанские просторы».

Дополнительными возможностями реализованной разработки является расширение взаимосвязей ДОУ с различными учреждениями культуры, управления, образования, предприятиями. Дети стали частыми посетителями школы художественного творчества, театра-студии. Дети с огромным удовольствием посещают выставки детского творчества МОУ СОШ №3,4. Частыми гостями в детском саду были: театр кукол, театр ростовых фигур, цирковые представления.

Принципами построения работы с детьми являются:

-доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

-систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

-личностно-ориентированный подход к детям;

-практическое участие и наглядное оформление;

-творческий и индивидуальный подход в решении проблемы;

Направления работы:

-история Кубани;

-красота и разнообразие природы Кубани;

-моя станица

-культура, быт и традиции народов Кубани

Методы и приё мы:

Беседы, наблюдения, экскурсии, экспериментальная и поисково- исследовательская деятельность, художественное слово, игра, продуктивная деятельность, развлечения.

Публикации по теме:

Дедушкам и бабушкам посвящается!!! При проведении праздника ко дню пожилых людей я использовала старинные русские песни-они так дороги нашим бабушкам и дедущкам, брали дети.

Статья для конференции «Духовно-нравственное воспитание» Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к культуре родного края (1 часть)
Опубликовано: 17 июня 2014 в 21:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД