Опыт работы воспитателя «Желанная работа светлее солнца»

Евгения Лихачёва
Опыт работы воспитателя «Желанная работа светлее солнца»

Опыт работы воспитателя «Желанная работа светлее солнца»

Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений. Ни одна система воспитания, кроме народной, не берёт за основу тот самый период развития ребёнка, в котором происходит решающая закладка информации, решающая на всю жизнь. Как вернуть человека к красоте? Как пробудить в его душе потребность соизмерять себя, свои поступки, мысли и чувства, свой внутренний мир и внешний облик, и среду обитания с идеалом прекрасного? Почему мы удаляемся от своего народа, от своей колыбели природы, которая прекрасна, ибо красота, мера, гармония – три кита эстетики, присущие ей изначально. Поэтому не случайно важным моментом в моей воспитательной работе стало знакомство детей с устным народным творчеством. Тема, над которой я работаю: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём» (И. Айтматов)

Создание условий для формирования личности ребёнка с опорой на русские национальные традиции, которая интегрируется со всеми направлениями государственного образовательного стандарта – цель моей педагогической деятельности.

Первое, что я сделала – это создала материально-техническую базу. Оформила русскую избу:с печкой, старинным чугуном и ухватом, утюгом, лучиной, керосиновой лампой, резными шкатулками, шкафчиками, в которых стоит деревянная посуда, есть сундук, пряха, качка, куклы в русских костюмах и назвала группу «Теремок». Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование нравственно-патриотических качеств ребёнка, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Добро пожаловать, друзья, в наш терем расписной,здесь ожидает встреча вас со сказкой и мечтой»

Работая по программе «Малые формы фольклора», создаю атмосферу любви и ласки, заботы и внимания, доверия и радости. «Не от еды дитя растёт, а от радости» - гласит народная пословица. Дети знают колыбельные песни, которые учат сердечности, нежности, женственности. Маленьким детям пою колыбельные - «Люли-люли», «Баю-бай», «Ой, да за рекой…», «Калина-малина». Ведь только под мелодичное, спокойное пение заснёт дитя. Играя в дочки-матери, девочки поют, заботливо качая своих дочек.

Используя в своей работе потешки, отображаю их смысл в рисунках, даю возможность рассмотреть, рассказываю о персонажах, объясняю новые слова. Дети учатся двигаться,имитируя животных, поэтому потешка позволяет приучить ребенка к коллективному образу жизни.

Ребёнок не только обучается сложным координированным движениям, но одновременно познаёт окружающий мир.

Дети взрослеют, наступает время, когда у ребёнка формируется понятие о реализации жизненных ситуаций, он входит в детскую игровую среду. В этот период большое внимание уделяю русской народной сказке, которую не читаю, а рассказываю. Люблю организовывать сюрпризы.

Под впечатлением услышанной сказки разыгрываем пластические этюды с использованием ряженья. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия их творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: «Веселое путешествие колобка», «Репка, репонька - вот какая крепенька», «Два медвежонка», «У страха глаза велики». Учу детей быть смелыми, решительными, находчивыми. Как отмечал В. А. Сухомлинский - «сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование». Гордость нашей группы театрально-фольклорная студия «Светёлка», где имеется полный комплект русских костюмов, музыкальных и шумовых инструментов, вышивок, плетения, изделий из дерева, бересты, настольный, пальчиковый и магнитный театры, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок»,и др. Участие в театральных постановках доставляет детям много радости и удовольствия, формирует интерес к малым фольклорным формам.

А как замечательно звучит русская народная песня!. С ней мы танцуем, отдыхаем, трудимся. Частыми гостями в группе бывают бабушки моих подопечных. Иногда поём все, получается замечательный фольклорный праздник. «Петь вместе – одной семьёй ощущать себя» так говорят в народе.

Знакомлю ребят с народными играми своего детства. С каким азартом играют они в зажигательные игры: «Коршун и наседка», «Колпачок», «Ваня – простота», и другие, в которые я играю вместе с ними.

Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу, благородству, взаимовыручке, самопожертвованию.

Часто играем в игры с попевками - «Кострома», «Пирог»,и др., которые отражают исконную любовь к веселью, движениям, удальству.

Для физического развития играю с детьми в подвижные игры соревновательного характера. А чтобы роли были распределены честно, использую считалки.

Воспитывая у дошкольников чувство патриотизма,создала клуб «Русская жизнь» где возродила с детьми старшего возраста забытые календарные праздники: Рождество (Святки, Масленицу (Вторник-заигрыш, Васильковый день (Праздник полевых цветов, Пасха (Светлое Христово воскресенье, «Иван Купала» и другие. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами, стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Используя пословицы и поговорки на занятиях, в повседневной жизни, решаю задачи огромной важности: учу светлому и жизнерадостному восприятию мира, даю уроки нравственности и доброты, приобщаю к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. В своей работе с детьми опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала.

Часто работаю по схеме - картинка + рассказ + пословица.

Большое внимание уделяю составлению новых пословиц и поговорок-

«Умное слово учит, а плохое калечит», «Весна красна цветами, а осень овощами», «Мороз не велик, а прыгать надо»

«Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»- К. Ушинский

Интересно и увлекательно проходят мини-шутки, фантазии, каждый предмет оживает. Нелепицы-перевёртыши помогают активизировать фантазию детей и их речевую активность. Ребята превращаются в «Гномиков Абсурда»: - что может сундук, что может печка, ухват?

Побуждаю детей отгадывать загадки. Любимая шкатулка под названием «Сундучок Кузи», всегда с детьми. В ней очень много загадок, а отгадки нарисованы, ребята легко запоминают их, обновляют и пополняют карточки, загадывают загадки друг другу. «Идет мохнатый, бородатый, рогами помахивает, копытами постукивает».

Дети начинают думать, сопоставлять увиденное с услышанным.

Воспитывая детей через народное творчество, убедилась, как оно помогает вырастить прекрасного человека, создаёт реальные предпосылки для всестороннего развития. Народное творчества – это вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты.

Цель моей методики – созерцание, восприятие, заинтересованность, самостоятельность, творчество, воспитание здорового ребёнка. В работе использую наглядный метод, словесный метод, игровой метод, экскурсии.

Дети умеют показать результаты нашей совместной работы:

• используют в повседневной речи потешки, считалки, загадки;

• умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки;

• знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

• активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);

• знают историю русского народного костюма, головных уборов;

• используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;

• бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;

• умеют проявлять доброжелательность, сочувствие и взаимопонимание, тонко чувствуют художественную форму, мелодику и ритм родного языка;

• у детей развита грамматически правильная речь.

И как результат работы на протяжении 20 лет (три выпуска детей в школу)

1. в 2009 году театрально-фольклорный коллектив

«Светёлка» - победитель областного тура

Всероссийского конкурса «Зелёная планета»

в номинации «Природа. Культура. Экология».

2. детский фольклорный ансамбль «Рябинушка» в 2010году награждён дипломом за творческие успехи и активное участие в отборочном этапе Областного

фольклорно-энтографического фестиваля «Сибирская глубинка».

3. создала танцевальную группу «Веселуха», в которой дети с удовольствием танцуют

народные танцы, водят хороводы принимали участие в фестивалях

самодеятельного художественного творчества

под девизом «Поклон тебе земля родная», «Юные таланты», «Салют Победы»

3. Организовала кружок вышивания «Веночек»

4. В сентябре 2010года группа награждена почётной грамотой

Управления физической культуры и спорта администрации Новосибирской области за участие в зональных соревнованиях среди детских садов Новосибирской области

"Весёлая капель»

Не случайно важной частью моей работы стала организация семейного клуба "Посиделки", на заседаниях которых в непринужденной обстановке знакомлю родителей с различными видами русского народного творчества и методикой преподнесения ее детям.

Совместно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, сюрпризы, подарки.

Много лет существует кружок «Умелые руки», где родители и дети трудятся вместе:шьют сарафаны, рубашки, вяжут кушаки и лапти, изготавливают орудия труда: топоры, лопаты и др.

Народная мудрость гласит «С раннего возраста дети должны принимать

участие в общей со взрослыми трудовой деятельности».

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализации.

Но какими бы высокими художественными достоинствами не обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от нас, педагогов, от нашего умения пробудить интерес к творчеству. Многие традиции забываются, но в нашем «Теремке» самое сокровенное оберегается, оно живёт в игровых уголках, песнях, танцах, развлечениях и во многом другом, о чём не скажешь - это надо слышать и видеть!

Публикации по теме:

Многофункциональное дидактическое пособие «Паровозик»Многофункциональное дидактическое пособие «Паровозик» Дидактическое пособие "Паровозик" - увлекательная,занимательная, наглядная и доступная развивающая игра, решающая задачи: -развитие мелкой.

Предметно-развивающая среда в нашей группеПредметно-развивающая среда в нашей группе Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Буквы, алфавит
  • Цветы
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя «Желанная работа светлее солнца»
Опубликовано: 12 октября 2014 в 16:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за грибами на дереве»
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе. Ход наблюдения На деревьях я...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в...
Дидактическая игра «Детский мир» Задачи: 1. Познакомить детей с термином «слово» 2. Расширять представление о многообразии слов 3. Учить вслушиваться в...
Презентация на тему «Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и...
С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных областях:...