Папки-передвижки

Опыт реализации ФГОС дошкольного образования — проблемы и перспективы

Наталья Холкина
Опыт реализации ФГОС дошкольного образования — проблемы и перспективы

Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых отводится игре.

Публикация «Опыт реализации ФГОС дошкольного образования — проблемы и перспективы» размещена в разделах

Одним из базовых инновационных положений федерального образовательного стандарта дошкольного образования является смещение акцента с образовательной активности взрослого по трансляции детям содержания образования на создание условий : социальной ситуации развития и предметно- пространственной среды.

Одним из условий реализации ФГОС ДО является развитие предметно – пространственной среды.

Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать.

Предметно-развивающая среда в групповых помещениях организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

В группе имеется игровой центр, который оснащён необходимой игровой мебелью для развё ртывания сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Стройка», «Автопарк» и т. п. Необходимой атрибутикой, обеспечивающей сюжет игры с детьми старшей группы, служат как приобретённые игровые предметы, так и изготовленные своими руками. Недостающую атрибутику для игр заменяем предметами – заместителями (например, кирпичик – это строительный материал, который может быть «печеньем», «телефоном», «мылом» и т. п. в зависимости от сюжета игры). Таким образом, реализуем принцип полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Гендерный подход в организации игрового пространства обеспечивается набором различных игр и игрушек для девочек и мальчиков. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предмета женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; для мальчиков - детали военной формы, технические игрушки.

Ширмы, игровая мебель, перегородки, детские стулья позволяют организовать пространство группы в зависимости от выбранного детьми сюжета игры. Таким образом, реализуется принцип трансформируемости построения РППС в группе.

В игровом центре «Познание» имеются в достаточном количестве игры, дидактические пособия, направленные на развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста, развитие детской любознательности. Игры меняются в зависимости от смены времён года, темы недели. Таким образом, реализуется принцип вариативности РППС.

В игровом центре «Речевое развитие» имеются дидактические игры и пособия соответствующего содержания (например, лото «В мире животных», домино «Ягоды и фрукты» и т. п., пазлы, разрезные картинки, картинки для рассказывания и прочее. Все игры, пособия и игрушки находятся в свободном доступе для детей. Таким образом, реализуется принцип доступности при организации РППС. Прекрасным дополнением к речевому центру служит центр театральной деятельности. Используется ширма ростовая, ширма для настольного театра. В центре имеется пальчиковый, кукольный театры, куклы би-ба-бо, костюмы, маски, атрибутика для различных сказок, аудиотека.

С целью удовлетворения потребности детей в движении, центральное место в группе занимает спортивный уголок, в котором находятся как приобретённые игрушки и дидактические пособия, так и изготовленные своими руками. Имеются пособия для корригирующей гимнастики, пособия для профилактики различных заболеваний (например, массажные коврики в качестве профилактики плоскостопия). Имеются картотека пальчиковых игр, гимнастики для глаз, картотека для организации физкультурных пауз во время непосредственной образовательной деятельности с детьми. Всё оборудование, игры, игрушки подобраны в соответствии с принципом безопасности построения развивающей предметно-пространственной среды.

Участниками образовательного процесса являются и родители воспитанников. Работа с родителями планируется заранее. Начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольных группах. Провожу анкетирование, личные беседы, все это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать новые, интересные формы взаимодействия с семьей.

В своей работе стараюсь использовать нетрадиционные формы и методы работы. Встречи с родителями у нас называются «Родительский вечер», «Душевный разговор», «Гостиная для родителей».

К форме душевного разговора приглашаются те родители, чьи дети имеют проблемы : агрессивны, не умеют общаться со сверстниками, плохо справляются с развивающими задачами.

Родительский вечер начинается с выступления детей: это может быть показ кукольного спектакля или театрализованной сценки, мини - концерта, а затем проводится встреча по теме.

В гостиной для родителей присутствующие делятся опытом воспитания и образования детей.

Также проводятся мастер-классы, где не только педагоги обучают родителей различным приемам рисования, лепки, аппликации, но и родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мы стараемся создать атмосферу взаимопонимания через общие интересы.

Использую наглядность - папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, буклеты, детские или совместные рисунки, поделки с родителями, фотовыставки, семейные газеты и уголки для родителей.

В своей группе на шкафчик ребенка за любой вид помощи, оказанной родителями, приклеиваю смайлик.

Родители стараются быть примером, как для своего ребенка, так и для остальных родителей. Дети строго ведут подсчет «наградам», при этом подталкивая родителей на оказание помощи. Даже пассивные родители начали активно принимать участие в жизнедеятельности дошкольных групп.

Подобное планирование работы группы направлено именно на реализацию стандарта ФГОС ДО, так как создаются благоприятные условия для развития индивидуальности каждого ребенка, развиваются его коммуникативные навыки, выявляются способности и творческий потенциал.

Список литературы:

1. 1. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. -УЦ Перспектива, 2011г.

2. Кирьянова, Р. А. Проектирование предметно–развивающей среды /Р. А. Кирьянова; Спб. – КАРО: 2007.

3. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн–проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК/ С. Л. Новоселова; Москва – Центр инноваций в педагогике: 1995. – 64 с.

4. 4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

6. Программа развития БОУ «Колосовская средняя школа» на 2016-2021 годы.

7. Полякова, М. Н. Создание моделей предметно– развивающей среды в ДОУ: методическое пособие/ М. Н. Полякова; Москва – Центр педагогического образования : 2008.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт реализации ФГОС дошкольного образования — проблемы и перспективы
Опубликовано: 25 января 2020 в 18:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД