Лучший педагог года

Опыт сопровождения семей на базе консультационного центра детского сада

Елена Визгина
Опыт сопровождения семей на базе консультационного центра детского сада

Опыт сопровождения семей на базе КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

НА БАЗЕ ДЕТСКОГО САДА

Е. Н. Визгина, педагог-психолог

М. А. Кузнецова, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка», г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлены аспекты создания консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации. На основании нововведений описаны основополагающие составляющие деятельности специалистов детского сада, а также обозначены цель, задачи, функции, направления и методы функционирования консультационного центра. Отмечены первые результаты работы по внедрению новой формы психолого-педагогического сопровождения семей на базе дошкольного учреждения.

Публикация «Опыт сопровождения семей на базе консультационного центра детского сада» размещена в разделах

Ключевые слова: консультационный центр, дошкольная образовательная организация, развитие ребенка дошкольного возраста, квалифицированная помощь семье.

Актуальная педагогическая практика сегодняшнего дня показывает, что психолого-педагогическое сопровождение семей призвано помочь родителям в развитии ребёнка и получении ими квалифицированной помощи специалистов в области дошкольного образования. При этом новые формы ориентированы как на родителей, чьи дети регулярно посещают дошкольную образовательную организацию, так и на тех, чьи дети в детские сады не ходят. Такой формой может стать создание консультационного центра на базе дошкольного учреждения [3].

МБДОУ «Детский сад № 206» г. Чебоксары в 2021 году в рамках Национального проекта «Образование» стало победителем конкурсного отбора на предоставление в 2021 году грантов из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, в рамках реализации мероприятия «Реализация организационно-методических моделей и стандарта в дошкольном образовании путем актуализации нормативно-методической и методологической базы, а также экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения» ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной пограммы Российской Федерации «Развитие образования».

Идея создания консультационных центров при дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не только непосредственную образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.

Перед специалистами дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка» города Чебоксары в 2018 году была поставлена цель работы консультационного центра : - Обеспечение доступности дошкольного образования, поддержка и оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.

Разработаны задачи работы консультационного центра, отраженные в Положении о консультационном центре [2] : Оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка; содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей. Оказание содействия в социализации детей. Информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, где могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Функции деятельности консультационного центра :

- информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих детский сад, выявление социального запроса по населённому центру); - диагностическая; - консультативная; - координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, координация действий педагогов, ведение отчётной документации, взаимодействие с различными структурами населённого центра); - аналитическая (изучение и реальная оценка особенностей социальной среды; анализ проблем оказания помощи детям, не посещающим дошкольное учреждение); - методическая.

Непосредственную работу с семьей осуществляли специалисты консультационного центра (заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра (по согласованию) и другие специалисты по запросу родителей) [1].

Руководителем совместно со специалистами были разработаны и утверждены нормативные документы и локальные акты, которые регламентируют деятельность консультационного центра. В работе использовались следующие методы работы: индивидуальные и групповые консультации для родителей; разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей; организация мастер-классов для родителей; проведение совместных с родителями праздников и досугов; организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте.

Основные направления работы консультационного центра :

Педагогическое направление включает комплексную работу всех участников образовательного процесса. Социально-психологическое направление ориентировано на укрепление психофизического здоровья и предполагает использование эффективных психокоррекционных средств.

Медицинское направление включает: медико-психолого-педагогическое сопровождение; комплекс гигиенических мероприятий; организация правильного питания; профилактически-оздоровительная работа.

В рамках работы консультационного центра родители имели право на получение квалифицированной консультативной помощи, повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам воспитания, психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья воспитанников. Могли высказывать собственное мнение и обмениваться опытом воспитания детей.

На протяжении 2018-2020 гг. родители, обратившиеся в консультационный центр МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка» города Чебоксары, могли получать квалифицированную консультацию от администрации и специалистов дошкольного учреждения по всем интересующим вопросам. Основная задача деятельности специалистов консультационного центра заключалась не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

Результатом реализации изменений на базе микросоциума сегодня выступают продукты, основными из которых являются описание эффективной модели консультационного центра в дошкольной образовательной организации и авторская программа работы консультационного центра. А конкретные показатели это: количество семей, обратившихся за помощью; банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей; обобщённый методический материал; оценка деятельности родителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет-ресурс: https://ylubka.caduk.ru/p75aa1.html

2. Интернет-ресурс: https://ds-442.nios.ru/p93aa1.html

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции»Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

План работы консультационного центра на 2015–2016 учебный год.План работы консультационного центра на 2015–2016 учебный год. План работы консультационного центра на 2015-2016 учебный год. В 2011 году в нашем детском саду был создан консультационный центр для родителей,.

Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей»Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей» ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. Всю неделю у нас.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Создание образовательной среды. Кукла «Хозяйка Медной горы» для центра патриотического воспитания в группе детского садаСоздание образовательной среды. Кукла «Хозяйка Медной горы» для центра патриотического воспитания в группе детского сада Патриотическое воспитание в ДОУ, согласно ФГОС ДО, включает формирование представлений о своей малой родине, социокультурных ценностях народов.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт сопровождения семей на базе консультационного центра детского сада
Опубликовано: 17 октября 2021 в 22:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД