людмила севостьянова
Опыты с воздухом (1)
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель Севостьянова Л. А. ДС №219 г. Челябинск Опыты с объектами неживой природы: опыты с воздухом
Средняя группа
О-В №1 Опыт «Воздух – невидимка» Программное содержание: Способствовать формированию знаний о свойствах воздуха. Проблемный вопрос: Как вы считаете, везде ли есть воздух? Содержание: Положить ладошку на грудь и почувствовать, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. - Это входит и выходит воздух, которым мы дышим. Предложить детям ладошками зажать рот и нос, а воспитатель считает вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. - Воздух есть везде : и в группе, и дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка». Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).
Публикация «Опыты с воздухом (1)» размещена в разделах
О-В №2 Опыт «Выдуваем воздух». Программное содержание: Показать опытным путем, что мы дышим воздухом Материал : Стаканы с водой, соломинки для коктейля. Проблемный вопрос: А можно ли увидеть воздух, который мы выдыхаем? Содержание: - Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, опустите трубочки в воду выдохните из себя воздух через соломинку в воду. Что получилось? (В стакане появятся пузырьки воздуха). - Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей. Вывод: Мы дышим воздухом.
О-В №3 Опыт «Поймаем воздух». Программное содержание: Вызвать интерес к исследованию свойств воздуха. Материал: полиэтиленовые пакеты. Проблемный вопрос: Можем ли мы увидеть воздух? А сможем ли мы его поймать? Содержание: Дать детям полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки. Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.
О-В №4 Опыт «Свойства воздуха» Программное содержание: Закрепить знания о свойствах воздуха, развивать наблюдательность. Материал: лист бумаги, стакан, тазик с водой. Проблемный вопрос: Как вы считаете, если налить воду в стакан, бумага намокнет? Содержание: Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой. Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Вывод: Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
О-В №5 Опыт «Дрессированные изюминки». Программное содержание: Дать возможность при помощи опыта познакомиться со свойствами воздуха. Материал: Стакан с газированной водой, изюм, иллюстрации с рыбами. Проблемный вопрос: Как вы считаете, сможет ли изюминка всплыть на поверхность воды? Содержание: - Нальем в стакан газированной воды и положим в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Где лежат рыбки - изюминки? (Рыбки упали на дно). Что будет дальше? Что происходит с рыбками? (Изюминки начнут всплывать). - Вначале изюминки тонут, т. к. они тяжелее воды, затем пузырьки воздуха (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность. Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.
О-В №6 Опыт «Воздух движется». Программное содержание: Продолжать закреплять знания о свойствах воздуха, его движении. Материал: веер. Проблемный вопрос: Можем ли мы заставить воздух двигаться? Содержание: Предложить ребятишкам помахать веером около лица. Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и дети ощущают лёгкий ветерок. Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Старшая группа
О-В №1 Опыт «Воздух содержится в различных предметах» Программное содержание: Создавать условия для закрепления знаний о свойствах воздуха. Материал: Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей, коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей, стеклянная кастрюля с водой, губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад. Проблемный вопрос: Везде ли есть воздух? Содержание: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода. Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предмета
О-В №2 Опыт «Есть ли вес у воздуха?» Программное содержание: Продолжать опытным путем закреплять знания о свойствах воздуха, его весе. Материал: самодельные весы, пакет полиэтиленовый. Проблемный вопрос: Как вы считаете, воздух имеет вес? Содержание: - С помощью какого прибора можно проверить, есть ли вес у воздуха? (весов). Я кладу пакет на одну сторону весов? Что произошло? (ничего, чашки уравновешены).
- А теперь этим пакетом поймаем воздух и завяжем пакет. Дети ловят воздух. - Снова кладем на весы. Что произошло? (чашка весов опустилась). Почему? Вывод: Воздух имеет вес.
О-В №3 Опыт «Ветер с моря дул» Программное содержание: Опытным путем показать ребенку, что движение воздуха воздействует на движение воды Материал: миски с водой, кораблики. Проблемный вопрос: От чего появляются волны в воде? Содержание: Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны. Усложнение: Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
О-В №4 Опыт «Живая змейка». Программное содержание: Актуализировать знания детей о свойствах воздуха (теплый, холодный). Материал: круг, прорезанный по спирали, свеча. Проблемный вопрос: Как вы считаете, что произойдет, если свечку поставить рядом со змейкой? Содержание: Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над горящей свечой. Змейка вращается, но не опускается вниз. Проведите рукой ребёнка над пламенем, чтобы определить, что воздух над свечой теплее. Вывод: Тёплый воздух, поднимаясь вверх, не даёт змейке опускаться. Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.
О-В №5 Опыт «Сжимаем воздух». Программное содержание: Продолжать опытным путем закреплять знания о свойствах воздуха. Материал: шприцы по количеству детей. Проблемный вопрос: Можно ли сжать воздух? Содержание: Возьмите шприц и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Сначала поршню будет трудно двигаться, а потом он и вовсе остановится. А палец, закрывающий отверстие, будет испытывать на себе сильное давление. Теперь, продолжая закрывать отверстие, отпустите поршень, он вернётся в первоначальное положение. Вывод: Воздух можно сжимать,– поршень это и делает. При сжатии усиливается давление воздуха и на палец, и на поршень. Но сжатый воздух стремиться расшириться, то есть вернуться в первоначальное положение.
О-В №6 Опыт «Свеча в стакане». Программное содержание: Создавать условия для формирования умения видеть удивительное в окружающем мире. Материал: свеча, стакан. Проблемный вопрос: Как можно погасить свечу, не задувая ее?
Содержание: Предложите ребятам выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее: зажгите свечу, накройте ее стаканом и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет. Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород. Вывод: Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
О-В №7 Опыт «Можно ли лежать на воздушных шариках?» Программное содержание: Опытным путем расширять представления о свойства воздуха : упругости. Материал: воздушные шары, большой пакет. Проблемный вопрос: Сможем ли мы стоять, сидеть и лежать на воздушном шаре? Содержание: Предложите ребёнку встать на воздушный шарик. Ну, конечно же, у него ничего не получится. А теперь пусть он попробует сесть на него. Опять ничего не получилось? А теперь спросите у детей: «Раз на нём нельзя ни стоять, ни сидеть, может быть, на нём можно лежать?» Лежать тоже невозможно? А теперь сделаем так, чтобы на воздушных шариках можно было, и стоять, и сидеть. И лежать. Как? Очень просто! Возьмите большой полиэтиленовый пакет. Лучше, чтобы он был плотным, а не тонким и, кроме того, не имел ни одной дырочки. Надуйте столько воздушных шариков, чтобы их можно было уложить в этот большой мешок, и завяжите узел. Теперь на этот импровизированный матрац положите перевёрнутый вверх ножками детский столик, чтобы его тяжесть распределилась равномерно на все шарики. Теперь можно и стоять, и сидеть, и лежать на воздушных шариках. Вывод: Воздух упругий. Помещенный в определённую оболочку, воздух может быть очень полезен в повседневной жизни.
О-В №8 Опыт «Плавающий апельсин» Программное содержание: Опытным путем показать детям, что в кожуре апельсина есть воздух. Материал: 2 апельсина, большая миска с водой. Проблемный вопрос: Если положить апельсин в воду, он утонет? Содержание: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Подготовительная к школе группа
О-В №1 Опыт «Воздух есть во всех предметах» Программное содержание: Актуализировать знания о свойствах воды и воздуха Материал : банка с водой, камень, пуговица, губка Проблемный вопрос: Что легче вода или воздух? Содержание: Есть ли воздух в этих предметах? Опускаем эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх) Вывод: Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
О-В №2 Опыт «Где воздух?» Программное содержание: Опытным путем расширять представления о свойства воздуха. Материал: Стакан, таз с водой. Проблемный вопрос: Как нужно опустить стакан в банку, что бы воздух остался в стакане? Содержание: Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Усложнение: Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
О-В №3 Опыт «Запираем воздух» Программное содержание: Создавать условия для уточнения знаний о свойствах воздуха Материал : воздушные шары. Проблемный вопрос: Можем ли мы запереть воздух? Содержание: Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. Усложнение: Затем можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
О-В №4 Опыт «Барханы» Программное содержание: Опытным путем показать детям, что движение воздуха воздействует на движение других предметов. Материал: песок, палочка, трубочка. Проблемный вопрос: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? Содержание: Иллюстрация песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта). Поставьте стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это пустыня. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне. Усложнение: Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше
растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений. Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
Список литературы:
1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13. 2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с. 3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003.– 96 с. 4. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. – 2002.– № 6.– С. 7-9. 5. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров»,2010.-128с. 6. https://festival.1september.ru/articles/630075/ 7. https://www.minibanda.ru/article/7-domashnix-opytov-s-vozduxom