Светлана Юнусова
Организация центра науки в группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Наша задача – создать условия, в которых ребенок будет непосредственным участником исследования.
Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями.
Публикация «Организация центра науки в группах детского сада» размещена в разделах
В центре науки решаются следующие задачи:
• Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;
• Развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
• Формирование элементарных математических представлений: размерах, объеме, величинах, времени, о причинно – следственной связи;
• Развитие восприятия вкусов, цветов, запахов;
• Развитие речи и других коммуникативных навыков;
• Развитие умения размышлять, сопоставлять, формировать вопросы, делать выводы;
• Обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия;
• Формировать умение видеть разнообразие растительного и животного мира;
• Развивать навыки ухода за объектами природы и бережного отношения к ним.
Компоненты центра науки в разных возрастных группах.
1. Растения.
Подбирая растения, необходимо помнить о безопасности. Растения не должны быть ядовитые. В младшей группе дети должны знать и называть 2-4 вида растений, в старшем возрасте – 8-14 видов.
Требования к разнообразию растений.
Детям в младшем возрасте можно продемонстрировать для сравнения растения:
1. с разной листовой пластинкой (например, с крупными и гладкими листьями, с мелкими листьями, с опушенными листьями). Напоминать детям о том, что листья с широкой и гладкой пластинкой протираются тряпочкой, а в мелкие листья – обрабатываются из пульверизатора.
2. С различным способом полива.
3. С разной формой и величиной стебля (стебель тонкий и толстый).
Необходимо обязательно иметь в группе цветущие растение (фиалка, герань).
В старшем возрасте детям можно продемонстрировать растения:
1. Из разных экологических условий (растения пустыни - кактусы, из влажных тропических лесов – традесканции, папоротники)
2. С разными стеблями (стелющиеся, лазающие, древовидные)
3. С различным расположением листьев (очередное, супротивно – парное, мутовчатое)
В подготовительной группе :
1. По приспособлению к разным условиям (светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые)
2. По способу размножения (семенами, луковицами, клубнями, делением куста, усами и др.)
3. Лекарственные растения
Все растения в группе необходимо подписать и на каждом обозначить символами особенности ухода (например, если растение любит влагу – нарисовать на горшке 3 капельки, если растение не нуждается в ежедневном поливе, можно нарисовать 1 капельку; если растению необходимо много света, можно обозначить символом – солнышко и т. д.)
Также в центре необходимо разместить алгоритм ухода за растениями в доступной для детей форме (символы, значки, рисунки). Для ухода за растениями должно быть оборудование: лейки, губки, пульверизатор, палочка для рыхления.
Кроме того, в группе для наблюдения детьми, необходимо разместить «Огород на окне». Здесь дети смогут наблюдать за ростом лука, гороха, рассады цветов и овощей, овса, пшеницы и др.
2. Календари.
В младшей группе необходимо разместить календарь погоды с кармашками – для наблюдения за погодой и размещения в кармашках нужной картинки с соответствующим символом.
В старшем возрасте должны быть календари природы с обозначением месяцев, времени суток и дней недели. Можно разместить, например, наглядно – схематическую модель наблюдения за птицами.
3. Макеты – плоскостные и объемные
Примеры: «Макет леса», «Птичий двор», «Времена года» (мл. возраст). В старшем возрасте – макеты природных зон: «Макет пустыни», «Арктика», «Тропический лес», "Мини - планетарий" и др.
В макетах в старшем возрасте можно отразить жизнь и быт людей разных регионов Земли (например, их жилища: дома, хижины, юрты, иглу, чумы и др.)
4. Модели и схемы (например, Схема проведения опыта или наблюдения, Правила ухода за растениями, плакат "Бережем природу")
5. Экологические дидактические игры - сменяемые компоненты в зависимости от темы и решаемых задач в данный момент. К ним относится такие игры как, например, "Душистые коробочки", "Шумящие коробочки", "Звонкие бутылочки", а также "Игры с вкладышами ", "Домино", "Лото", "Пазлы", Лепбуки и т. д.
6. Альбомы, наборы картин, иллюстраций, открыток по разным темам: животные, растения, насекомые, птицы, времена года и т. д.
7. Коллекции (коллекции предметов, семян, камней, ракушек, листьев, плодов, шишек и др.)
8. Природный материал (глина, мел, песок, почва, кора деревьев, также плоды и семена разных растений, дополнительное оборудование: клей, пластилин, ткань, бумага.
В центре науки для детей необходимо организовать уголок "Мастерилка", где дети, знакомясь с природным материалом, могут создавать из него какие - то поделки. То, что создано детьми (поделки, рисунки) также должны быть представлены в центре науки.
9. Гербарии
10. Книги, энциклопедии
11. Детские проекты
12. Лабораторный материал для экспериментирования.
В младшей группе не следует давать детям сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопом и т. д. Можно провести простейшие опыты с воздухом («Мы поймали воздух» с использованием шаров, «Я вижу воздух» с трубочкой и стаканом воды, ветром («Что такое ветер?», магнитами, водой (опыт «Тонет - не тонет», «Меняет ли вода цвет?» с использованием красок).
С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.
Дети в младшей группе узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Материалы для экспериментирования в младшем дошкольном возрасте - резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, сосуды для воды; песок, бумага разного цвета и плотности, предметы для игр с тенью, зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например, "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на батарее); " Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
Материалы для экспериментирования старшем дошкольном возрасте - глина, пластик, дерево, ткань. Стаканчики разного объема, безопасные красители, оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, светом и др.
Приборы и приспособления: лупы, песочные часы, весы, микроскоп, термометры, компас, магниты, часы, фонарики и др.
13. Методический материал: картотеки опытов, дидактических игр, бесед, НОД.
Все материалы в центре науки должны соответствовать требованиям безопасности, должны быть доступны детям. Все должно быть эстетично оформлено. Некоторые материалы могут быть использованы только совместно со взрослым.