Тамара Посохова
Организация деятельности клуба молодой семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Организация деятельности клуба молодой семьи
Рождение ребенка- важнейшее условие, способное коренным образом изменить жизненный уклад всей семьи. Как мы знаем, основная роль в воспитании и социализации детей отведена семье. При этом разные условия жизни и подходы к воспитанию не всегда позволяют обеспечить полноценное развитие их малышей. Когда подрастает малыш, у родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием.
Публикация «Организация деятельности клуба молодой семьи» размещена в разделах
Как показывает практика, родителям не хватает специальных педагогических знаний и умений в данной области. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальных психологических консультаций.
Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов и методов работы с родителями. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической и педагогической грамотности, чтобы решить эти проблемы.
На сегодняшний день почти каждая семья нуждается в квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи специалистов и соответствующих организаций.
Второй год на базе МДОУ функционирует семейный клуб «Карапуз» как модель групповой консультативной работы с родителями.
Работа клуба была организована в рамках регионального эксперимента «Развитие вариативных форм дошкольного образования в условиях региона».
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с разработанным положением. Клуб посещают родители детей раннего возраста, не посещающие детский сад.
Работа Клуба «Карапуз» - это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей раннего возраста; популизировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.
Среди основных задач семейного клуба это повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них знаний о развитии ребенка на разных возрастных этапах, умения общаться и организовывать совместную деятельность с детьми.
Основными принципами реализации работы клуба являются :
комплексность - специалисты ДОУ работают на семью, акцентируют внимание на медико-психолого-педагогический подход в решении вопроса воспитания ребенка;
ориентация на интересы слушателей (тематический план работы формируется с учетом запросов слушателей);
экономичность (занятия проходят бесплатно);
совместное обучение и активность участников (занятия могут посещать все желающие члены семьи, под активностью подразумевается не только посещение занятий, но и участие в дискуссиях, творческих встречах, анкетировании, а также практическое применение знаний).
Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций: коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности; личностно-ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей; содержательную - направленную на решение проблем; инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа
реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой
деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления.
Деятельность работы клуба «Карапуз» направлена на повышение педагогической культуры родителей и предполагает:
- изучение особенностей психического развития детей;
- обеспечение эмоционального благополучия детей и родителей в условиях ДОУ;
- формирование психологической культуры семьи для полноценного психического и физического развития личности ребенка;
- знакомство с системами, методами семейного воспитания.
В содержание работы входит оказание психолого-педагогической помощи родителям в подготовке ребенка к поступлению в ДОУ, организации общения детско-родительского коллектива в ходе различных видов игр и продуктивной деятельности, обогащение семейного опыта.
В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: старший воспитатель, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинские работники, инструктор по физической культуре, хореограф.
Работа клуба построена в основном на детско-родительских встречах. За помощью в клуб обращаются родители, желающие повысить свой психолого-педагогический уровень в вопросах воспитания детей раннего возраста. Встречи с родителями поводятся не реже двух раз в месяц с учетом их интересов, пожеланий, которые определяются при помощи анкетирования, а также выбираются при индивидуальном общении. На детско-родительских встречах в клубе педагоги стараются показать родителям, как и чем можно заниматься с ребенком дома, насколько важна совместная деятельность. Ведь способности и умения детей развиваются только в процессе интересной для них игровой форме, но не все родители знают, как правильно ее организовать.
Продолжительность таких встреч около часа. Начинается игровой сеанс обычно с ритуала приветствия, что способствует снятию напряжения, вызывает положительные эмоции, настраивает на совместную деятельность. С детьми проводятся коммуникативные игры, типа «Давайте подружимся» направленные на эмоциональное сближение и раскрепощение, развитие общей двигательной активности. Далее проводится «разминка пальчиков» т. е. пальчиковая гимнастика. Занятия по художественно-продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) способствуют развитию у малышей мелкой моторики рук, чувства уверенности и успешности. Музыкально-ритмические упражнения, которые проводят хореограф и музыкальный руководитель, развивают у детей координацию, зрительную и слуховую память, умения соотносить свои движения со словами текста и с действиями других. С большим удовольствием в них принимают участие и родители. Заканчивается игровой сеанс ритуалом прощания, настраивающий всех на дружеский лад.
Положительные результаты нашей работы не замедлили сказаться.
У детей успешно прошла социализация и адаптация к дошкольному учреждению. У них хорошо была развита предметно-манипулятивная деятельность, игровая, художественно-эстетическая, двигательная.
Хочется отметить, что работа Клуба не ограничивается только детско-родительскими встречами. Запланированы также дискуссионно-практические встречи для взрослых. На них специалисты дают теоретический материал по той или иной теме, обсуждают различные ситуации детско-родительского взаимодействия, предлагают свои варианты решения.
Темы для бесед предлагают сами родители. Это «Разногласия в семье по вопросам воспитания», «Наказание и поощрения», «Можно ли обойтись без шлепков?», «Вредные привычки», «Палец и соска», «Мой ребенок не такой как все», «Кризис трех лет» и другие.
В процессе совместного обсуждения взрослые ищут пути преодоления трудностей, при этом используют собственный опыт. Для специалистов детского сада, участвующих в этой работе, очень важна обратная связь. Поэтому в конце встречи родителям предлагается оставить свои отзывы в письменном виде. По темам встреч специалисты оформляют буклеты, консультации в печатном и электронном варианте с рекомендациями в домашних условиях.
По итогам посещения Клуба на каждого малыша оформляется портфолио, помогающее определить степень его готовности к поступлению в ДОУ. В нем отражаются индивидуальные особенности ребенка, направления развивающей и оздоровительной работы, социальный статус семьи. Впоследствии портфолио с выводами о степени готовности к поступлению в детский сад передается воспитателям группы.
В результате такого взаимодействия в Клубе в дошкольное учреждение приходят подготовленными не только дети, но и их родители.
Литература
1. Алиева М. А. Тренинг развития жизненных целей. – СПб. : Речь, 2002 г. – 216с
2. Доронова Т. И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: Методическое руководство для работников ДОУ М. ; Линка – пресс, 2001 г. – 224 с.
3. Интернет-ресурсы 2012 год
4. Лякско М. Е. Развитие речи малыша / Под. ред. А. С. Батуева – М. : Айрис – пресс, 2003 г. – 208 с
5. Соколова Е. И. Если ребенку от 3 до 7 лет. Советы родителям / Ярославль: Академия развития, 2002 г. – 160 с