Организация деятельности творческой фокус-группы «Многодетная семья — счастливая семья»

Наталья Мартыненко
Организация деятельности творческой фокус-группы «Многодетная семья — счастливая семья»

Хочу познакомить вас с итоговым отчетом по организации деятельности фокус - группы, моей работы с многодетными родителями за прошедший учебный год.

Семья – это счастье, любовь и тепло!

Семья – это нежность, уют и добро!

Так будем беречь мы нашу семью!

И чувствовать, верить в надежду свою!

О. В. Токмакова.

В мире постоянно все меняется, происходят события, которые переписывают историю, меняют мировоззрение людей, но есть и вечные ценности, которые присутствовали на всех этапах и развития человечества – это семья, любовь и верность. В двадцать первом веке институт семьи остается одним из самых важных в обществе. Сегодня пришло понимание, что семья - самое главное для человека. Семья – это дом и родные, где всегда ждут, понимают и любят. В само слово «семья»изначально заложен глубинный смысл: семья, семеро меня.

Многолетнийопыт работы с детьми раннего возраста и их родителями позволил отметить новую позитивную тенденцию: увеличение количественного состава семьи. Это достигается благодаря целенаправленной государственной политике в области демографической ситуации в стране.Данная тенденция подтверждена результатами проведенного анкетирования семей воспитанников:10 детей из 8 многодетных семей, это - 37 % от общего количества детей группы и 29% от всего количества семей, которые водят своего малыша в нашу группу, отнесены к категории «многодетная семья». Из всего количества семей 18% составляют семьи с 3 детьми, 11% - с 4-мя и более детьми. Объективно или субъективно, но такая ситуация с многодетностью сложилась впервые за всю историю существования не только конкретно нашей группы, но и всего нашего детского сада.

Многодетные семьи отличаются большой сплоченностью, разводы в них довольно редки. В семьях складывается разновозрастной детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы. Многодетные семьи отличаются высоким воспитательным потенциалом, что, в первую очередь, проявляется в характере семейных взаимоотношений. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи значимыми являются: уважительное отношение к старшим и лидерство старших по возрасту. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радостей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста. Воспитание в многодетной семье осуществляется не только родителями,но и самими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, ловки и самостоятельны, в них больше тепла и заботы о других. Демографы считают, что наиболее оптимальна трех – четырехдетная семья. Такое число дает возможность всем членам испытать полную гамму родственных чувств.

Давайте попробуем разобраться в проблемах сегодняшней многодетной семьи, поняв сложности, и преимущества, с которыми изо дня в день сталкиваются многодетные семьи, посмотрим на многодетную семью как бы «изнутри». Результаты бесед с родителями позволяют на первый план вынести проблемы материального, жилищного плана. Следующая проблема связана с укреплением здоровья членов семьи в период инфекционных заболеваний, которые быстро распространяются на всех членов семьи, и удлиняет период выздоровления и восстановления здоровья. Как в любой семьепроблема ценностных ориентаций также является достаточно актуальной: одна семья отдает предпочтение материальным ценностям, другая духовным и т. п.

Вот и получается, что в наш современный век многодетная семья - это просто особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами, как и мир любой семьи.

Для того чтобы успешно взаимодействовать с многодетной семьей, педагогу необходимо повысить свою компетентность в вопросах психологии многодетной семьи.Рефлексия педагогом возникающих проблем может быть осуществлена с помощью таких вопросов как: «Чем живут многодетные семьи, «Чем отличается работа воспитателя с многодетной семьей и с обычной, имеющей одного – двух детей?», «Насколько компетентны или нет, в вопросах воспитания родители, имеющие трех и более детей?» Многодетная семья также ожидает грамотной педагогической поддержки от педагогов.

Но многолетний опыт работы с семьямивоспитанников позволил выявить ряд проблем: снижение родительской активности в жизни детского сада, в воспитании ребенка, что объясняется огромным дефицитом времени, с одной стороны и возможно, непониманием важности периода дошкольного воспитания, с другой. Ежедневное общение с родителями подтверждает необходимость повышения их педагогической культуры. Эта задача во все времена была актуальна и решалась многие годы с помощью традиционных форм работы с семьей,таких как: родительские собрания, консультации, семинары – практикумы и других.

Эти формы работы с родителями, конечно действенны, но, чтобы вызвать родителей на диалог и рефлексию возникающих проблем в воспитании детей, была апробирована новая форма взаимодействия с семьей – фокус-группа. С учетом выбранной проблемы фокус – группа получила название «Многодетная семья – счастливая семьЯ». Именно фокус – группа наиболее близко позволяет отразить специфику предстоящей работы.

Так что же такое, фокус – группа? Фокус – группа первоначально использовалась в маркетинге для изучения покупательского спроса, реакций на рекламу, и т. д. Основной прием, используемый в фокус – группе, это групповая дискуссия. В педагогике же, групповые дискуссии используются как способ, при помощи которого можно выявить различия в понимании некой педагогической проблемы небольшими группами людей, исходя из их жизненного или профессионального опыта (родителей, студентов и т. д.). В нашем случае респондентами являются многодетные семьи, мнение которых, о своих радостях и проблемах, нас интересует.

Фокус – группа позволит выявить разрыв между тем, как родители понимают те или иные проблемы в многодетной семье, так сказать «изнутри», и тем, что они делают или не делают для ее решения. Задача фокус - группы — не столько получение набора мнений, касающихся проблем воспитания детей раннего возраста, сколько изучение факторов, влияющих на этот процесс. Общение протекает на фоне разворачивающейся дискуссии. Дискуссию ведет модератор – ведущий, который предлагает тему для обсуждения, стимулирует участников к высказыванию мнений при помощи специально подобранных вопросов. Каждое заседание фокус – группы начинается с выступления модератора по теме данного заседания, который вводит родителей в проблему, настраивает на работу, побуждает к дискуссии. По итогам проведенного обсуждения, модератор проводит письменную или устную оценку результатов.

В состав фокус – группы «Многодетная семья – счастливая семьЯ», с учетом требований к организации этой формы работы, входят многодетные семьи, педагог. Общее количество участников группы - 8 человек. Все семьи имеют разный уровень материального достатка и образования, являются полными и благополучными. Для исследования был выбран ряд актуальных тем, выявленных по результатам предварительного анкетирования родителей, и распределенных на 6 заседаний в течение учебного года. Темы, предложенные на обсуждение, затронули такие стороны жизни многодетной семьи как: традиции, нравственные ценности, досуг, философию здоровья. На каждом обсуждении наши семьи постарались активно высказать свою позицию по отношению к вечным вопросам, на которые искали ответ многие древние мыслители и философы, такие как Платон, Кант,Аристотель: «В чем сила семьи, «Что семья может дать ребенку, «Что такое семейные традиции?», «А нужны ли традиции вообще?», «Что такое ценность, нравственность, духовность?», «Как сохранить связь между поколениями?», «Необходимо ли соблюдать здоровый образ жизни?» и др.

Очень яркая дискуссия возникла при обсуждении проблемы семейных традиций, ее нравственных и духовных ценностях. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. Но именно о таких «мелочах», которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представлялись чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может,поэтому на вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. 88% семей (7 из 8, участвовавших в дискуссии, испытывали трудности в сущности понятий «традиция», «нравственность», «ценность». Хотя, в ходе осуждения выяснилось, что именно в их семьях весь уклад жизни и воспитание детей основывается на нравственных и моральных устоях и прослеживается связь между поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они создают уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи, это будущее семьи. Лишь в одной семье (12%) скептически относятся к семейным традициям и считают, что в наш компьютерный век нельзя отвлекаться на никому не нужные и, отвлекающие от бизнеса, «глупости». Однако в семье очень активно ведется досуговая деятельность, т. е. все семейные традиции направлены на организацию и проведение праздников.

Таким образом, исследование проблем и радостей жизни многодетной семьи глазами самих семей, в ходе заседаний фокус – группы, позволяет сделать вывод, что многодетная семья и в наш век информационных технологий была, есть и будет хранительницей извечных ценностей человека.

Публикации по теме:

Спортивное развлечение для детей старшей группы с участием родителей «Здоровая семья — крепкая семья!» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:.

Детско-родительский досуг в младшей группе «Мама, папа, я — счастливая семья» Детско-родительский досуг во 2-ой младшей группе: «Мама, папа, я – дружная семья!» 1. Вступление. Педагог: Здравствуйте дорогие ребята.

Дню Матери посвящается… Брейн-ринг «А ну-ка, мамочки!» (в рамках проекта «Моя счастливая семья»)Дню Матери посвящается… Брейн-ринг «А ну-ка, мамочки!» (в рамках проекта «Моя счастливая семья») В рамках проекта "Моя счастливая семья" мною был проведён брейн-ринг "А ну-ка, мамочки!".Заранее извините, уважаемые коллеги, что мало фотографий.

Картотека «Моя семья». «Папа, мама, Я — Дружная семья!» для 2 младшей группы «МОЯ СЕМЬЯ» / «ПАПА, МАМА, Я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!» OO «Здоровье»/ «Физическое развитие» Физическая минутка «Родная семья» Задачи: Сохранение.

Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Моя семья» Задачи приоритетной образовательной области: познавательное развитие 1. Образовательные задачи. Углубление представлений детей о семье (ее.

Организация творческой деятельности младших дошкольников по теме «Рыбы»Организация творческой деятельности младших дошкольников по теме «Рыбы» Зарегистрировалась на сайте я давно (помогла моя дочка, регулярно выходила на страницы пользователей, знакомилась с публикациями, кое-что.

Проект «Счастливая семья» Проект проходил в период адаптации детей к детскому саду. Проект «Счастливая семья» Цели: - Уточнить и расширить сведения о семьях. - Формировать.

Родительское собрание «Счастливая семья — счастливый ребенок» Аудитория: родители детей старшей группы. Количество участников: родители воспитанников группы, воспитатели, заведующая детским садом. Цель:.

Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы семейного клуба «Счастливая семья» Уважаемые коллеги! Разрешите представить опыт работы МБДОУ ДСКВ № 65 "Озорница" по работе с семьей в рамках семейного клуба "Счастливая.

Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы семейного клуба «Счастливая семья» Детство – годы чудес. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период интенсивного физического.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Организация деятельности творческой фокус-группы «Многодетная семья — счастливая семья»
Опубликовано: 23 июля 2015 в 19:58
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том, как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование интереса к...
Мастер-класс по созданию коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Детский мастер-класс по изготовлению открытки для мамы «Тюльпаны»
Детский мастер класс по изготовлению открытки для мамы «Тюльпаны» . Цель: Учить делать поздравительные открытки для мамы в день 8 марта. Задачи: Учить...