Папки-передвижки

Организация детско-родительского клуба

Эльвира Николаевна Бартули
Организация детско-родительского клуба
▼ Скачать + Заказать документы

«Радуга интересов» в МАДОУ №3 г. Североуральска

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит

безопасность всего большого человеческого общества»

Феликс Адлер

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Публикация «Организация детско-родительского клуба» размещена в разделах

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам и в нём большое внимание уделяется работе с родителями.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:

• выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;

• педагогическое просвещение родителей;

• партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, «Почтовый ящик».

Второй этап педагогическое просвещение родителей – самый важный. Для реализации содержания этой работы в ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, «круглый стол», деловые игры, родительские собрания (общие и групповые, устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.

Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома

Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию клубной деятельности.

Данная форма интересна тем, что она предполагает взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Ориентируясь на нормативно-правовые документы, на труды педагогов по семейному воспитанию и опыт практической деятельности в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №3» города Североуральска позволил сделать вывод о том, что детско-родительский клуб может стать эффективной формой организации взаимодействия детского сада детей и родителей при соблюдении ряда условий:

- программно-целевое обеспечение работы клуба;

- выстраивание работы клуба в соответствии с принципами системности, последовательности, логичности, культуросообразности, регионализма;

- наличие методических разработок по организации клубной формы взаимодействия детского сада с семьей с включением содержания всех направлений воспитания;

- соблюдение основных принципов построения взаимодействия с семьей: сотрудничества, активности, сознательности, открытости и доступности.

Детско-родительский клуб «Радуга интересов» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги группы могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. В состав клуба входят педагоги ДОУ, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.

Целью клуба стало : создание условий для оптимизации сотрудничества педагогов с родителями и родителей с детьми старшего дошкольного возраста посредством организации детско-родительского клуба. Поставленную цель достигали через решение следующих задач:

• помочь родителям научиться общаться с детьми, делиться своими увлечениями, привлекая детей к познанию нового, интересного;

• формировать у детей целостную картину мира, давая толчок детям к познанию нового, неизведанного;

• воспитывать в детях уважительное отношение к членам своей семьи и другим людям; воспитывать у детей умение общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать позитивное отношение к увлечениям людей.

Девизом клуба стали слова В. А. Сухомлинского «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Клуб был создан для того, чтобы вовлекать родителей в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение авторитета родителей посредством интересных встреч и воспитанию в детях познавательного интереса к истории, профессиям города, к интересным увлечениям. Досуг – основа нашей работы с семьей. Это удивительный мир творчества и открытий! Совместные выступления взрослых и детей доставляют всем большую радость, восторг и счастье.

Актуальность темы характеризуется тем, что в современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для беседы и занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско-родительских отношений. Все эти сложности говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.

Изучив особенности семей, хобби родителей, их профессии родителям было предложила поделиться с детьми своими знаниями, умениями, рассказать о своих увлечениях. Сначала начали взаимодействовать с теми, кто желал участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекли и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.

Детско-родительский клуб «Радуга интересов» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи смогли значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внесли свой вклад в образовательную работу. Это было мероприятие, которое было по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организовывали экскурсию, другие «поход» в ближайший лес и на речку, третьи - помогали в оснащении педагогического процесса, а четвёртые - чему-то учили детей и т. д.

Клубная деятельность была расписана на два года и каждый месяц нас ждала интересная встреча.

Критериями эффективности работы клуба являются положительные отзывы родителей, их настрой на дальнейшее сотрудничество с педагогами, высокая посещаемость семьями всех планируемых мероприятий.

В группе возникла проблемная ситуация – дети, играя в шашки, стали спорить о правилах игры в неё. Как быть? Дети решили пригласить знающего человека, и им оказался папа Дениса – Виктор Сергеевич. Приводя Дениску в детский сад, он казался замкнутым человеком. А придя на встречу с детьми, открылся, улыбался и с увлечением общался. В заключение этих встреч был проведён шашечный турнир, в результате которого был объявлен победитель.

Максим посещал секцию «Дзюдо» в детской юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и детям в группе стало интересно, что это такое ДЮСШа и что такое «Дзюдо». Поговорив с мамой Максима, чтобы она договорилась с дирекцией ДЮСШа о посещении группой школы, она нам не отказала. Сколько было восторга у детей, когда они увидели огромный зал, застеленный матами, группу детей в «кимоно», занимающихся с тренером. С детьми провели беседу о спортивных достижениях воспитанников школы, о пользе спорта в жизни людей, рассказали ребятам, какие спортивные секции существуют в школе, а в заключение провели небольшую тренировку по «Дзюдо» и оздоровительную гимнастику. В результате этого посещения в скором времени 1 мальчик записался в секцию «Бокс», 4 - в секцию «Дзюдо», а 2 – в секцию «Плавание».

В подготовительной группе разговор с ребятами всё чаще был о школе. Спросив у детей, а как же выглядит школа, только одна девочка знала, что там большие классы, огромный зал, потому что её мама – учитель. Поговорив с детьми, что им тоже хотелось бы побывать в школе, попросили Аню поговорить с мамой об экскурсии в школу. И вот эта экскурсия состоялась. Встретила детей и провела обзорную экскурсию мама Ани - Анастасия Михайловна, посетили 4 «А» класс, где учитель начальных классов со своими учениками загадали загадки о школьных принадлежностях, дали напутствия будущим первоклассникам и подарили карандаши. Дети с огромным удовольствием посидели за школьными партами, побывали в огромном актовом зале, постояли и даже спели свою любимую песню на большой сцене, побывали в школьной столовой, большом физкультурном зале, а также посмотрели выставку спортивных кубков школы и познакомились со стендом «Красная книга», которые оформляли ученики совместно с учителями и родителями. А когда прозвенел школьный звонок, восторгу ребят не было предела! Экскурсия в школу им очень понравилась. Она поможет детям наиболее успешно начать свое обучение и сделать более плавным и безболезненным переход в «новую жизнь».

Во время беседы с детьми о местных родниках, девочка Даша рассказала, что возле посёлка Всеволодск есть один родник и что они часто с родителями ездят к нему за водой. Побывав с детьми на роднике «Иван да Марья», стало интересно, а как выглядит родник во Всеволодске. И вот на помощь приходит мама Даши, Надежда Анатольевна. Сняв на видеокамеру несколько родников нашей местности, она нашла время придти к детям, показать и с воодушевлением рассказать о них. Детям очень понравились истории о родниках и в заключении вместе с родителями сочинили сказки о родниках, которые собрали в общий сборник сказок.

Увлечённый туристскими походами, папа Леры - Виктор Борисович, организовал поход в лес. Он заранее пришёл к детям, чтобы познакомиться, узнать их интересы, а рассказав о своём увлечении, дети вместе с В. Б. составили схему маршрута. В лесу В. Б. познакомил детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе. Дети закрепили знания о грибах и растениях, о мире насекомых, а также правила безопасного поведения в лесу и ещё очень много интересного. В результате от туристического похода все получили положительные эмоции, яркие впечатления, хорошее настроение и, конечно же, новые знания и умения.

А дедушка Никиты – Юрий Валентинович, увлечённый спортом, и привёл детей на стадион «Горняк». Здесь они наблюдали тренировку футбольной команды: это разминка, бег, забивание мяча в ворота, а в итоге небольшой период игры. И, конечно же, как не встать в ворота самим. И в результате, игра «Футбол» любимая игра мальчишек и девчонок.

А одна мамочка, Марина Александровна, очень увлечённая рисованием, провела с детьми урок нетрадиционной техники рисования. Результат – выставка работ «Поёт зима, аукает…»

Заключительным этапом клубной деятельности была подготовка к празднику «День Победы», беседы с детьми о жизни их родственников во время войны. И так пригласили маму Леночки, Ольгу Александровну рассказать о своём дедушке, воевавшем и получившим орден Красной звезды. Результат – создание книги Памяти нашей группы.

Конечно, это не все встречи, которые были проведены, были и интеллектуальные игры, и мастер – классы по вязанию, по изготовлению поделок из природного материала, по изготовлению домашних булочек, и знакомство с профессиями родителей, и спортивные соревнования, и беседы о коллекционировании и выставки коллекций, и фотовыставка.

Таким образом, в результате наших встреч взрослые и дети сблизились, лучше узнали друг друга: особенности характера, мечты, увлечения, способности. Дети испытывали гордость за своих родителей, учились общаться со взрослыми и сверстниками, а родители обогатили свой опыт общения с детьми и научились признавать за ребенком право на выбор увлечений.

Созданный микроклимат в клубе, в основе которого лежало уважение к личности человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми, способствовали взаимопониманию и взаимообогащению всех участников детско-родительского сообщества, обеспечивали взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих развития дошкольника.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выиграли все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнали что-то новое. Важнее другое - они научились с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имели возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Благодаря деятельности клуба «Радуга интересов» наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность детско-родительского клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.

Список литературы

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 66 - 70.

2. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 23 - 31.

3. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

4. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб: Детство-Пресс, 2014. 321с.

5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60 - 68.

6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

7. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

8. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. - М. : Академический Проект, 2005. – 208с.

9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с.

10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений / Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр Академия, 2005. - 232 с.

11. Ляшко Т. Нас объединяют дети / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 54 - 59.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Перспектива, 2014.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о заседании детско-родительского клуба ко Дню матери «Мамина школа»Фотоотчёт о заседании детско-родительского клуба ко Дню матери «Мамина школа» "Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и.

«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба В нашем саду прошло очередное заседание родительского клуба «Мой малыш». Так как мероприятий для мам в 1 младшей группе не проводилось,.

Профилактика медико-социальных проблем в детско-подростковой среде через работу школьного клуба «Эколог» Вредные привычки и их последствия - это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Дети младшего школьного возраста и подростки.

Педагогический проект «Организация семейного клуба «Улыбка»»Педагогический проект «Организация семейного клуба «Улыбка»» Педагогический проект «Организация семейного клуба «Улыбка»»тип проекта: долгосрочный социально-творческий Авторы: музыкальный руководитель.

Приложение к проекту «Организация семейного клуба «Улыбка»Приложение к проекту «Организация семейного клуба «Улыбка» Приложение к проекту "Организация семейного клуба "Улыбка"" Уважаемые коллеги, предыдущая моя публикация - «Проект «Организация семейного.

Проект родительского клуба «Ладушки» Автор и руководитель проекта: Васильева О. А., воспитатель группы раннего возраста АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Когда в семье появляется малыш,.

Сценарий заседания детско-родительского клуба «Семейные посиделки» в группе раннего возраста Задачи: Воспитывать у детей чувства любви к родному дому, семье, детскому саду, России. Воспитывать желание участвовать в играх, драматизациях,.

Выставка детско-родительского творчестваВыставка детско-родительского творчества Здравствуйте, уважаемые посетители моей странички! Поздравляю Вас с Днем Победы! В нашей группе дошкольного образования стало уже традицией.

Выставка детско-родительского творчества «День цветов»Выставка детско-родительского творчества «День цветов» Выставка детско-родительского творчества «День цветов» Что может быть прекрасней совместного творчества детей и родителей! Посмотрите,.

«Немного о семейном общении». Заседание родительского клуба «Домашний очаг» - Добрый день, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать на заседании родительского клуба. Тема нашего сегодняшнего заседания "Немного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация детско-родительского клуба
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 18:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация детско-родительского клуба» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Николаевна Бартули (УИ 467364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД