Юлия Захарова
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является сохранение и повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ,» размещена в разделах
Коллектив МДОУ «Детский сад № 26 «Ёлочка» села Салтыковка Ртищевского района Саратовской области придает важное значение организации физического воспитания, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников. В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре (Приказ Министерства образования науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям (Приказ Министерства образования науки РФ № 2151 от 20.07.2011) интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
В соответствии с данным документом, изменяются требования к кадровому обеспечению, педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие.
Основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
• Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
• Физическое воспитание.
• Организация лечебно-профилактической работы с детьми.
• Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».
В ДОУ организовано 4 разовое питание согласно 10- дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты (творог, рыба 2-3 раза в неделю).
Таким образом, детям обеспечено полноценное, сбалансированное питание.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа.
Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики, по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятиях. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка. Занятия требуют от детей длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим, в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная и артикуляционная гимнастики, пальчиковая гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.
Часто используем минутки покоя:
- посидим в тишине с закрытыми глазами;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
В группах имеются картотеки стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
Традиционные
Игровые (в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности).
Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в зимний лес».
Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мною, мяч».
Занятия – тренировки (это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр).
Занятия – зачеты (для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
Спортивные праздники, дни здоровья.
Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно.
В совместной работе с детьми даё м им представление о здоровом образе жизни:
• «Разговор о правильном питании»
• «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
• «Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма»
Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование : лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
В ДОУ проводятся спортивные мероприятия «Быстрее, выше, сильнее», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Джунгли зовут», где воспитанники являются активными участниками.
Во второй половине дня используем;
• гимнастику пробуждения;
• дорожки здоровья;
• массаж и самомассаж;
• самостоятельную двигательную деятельность детей;
• подвижные игры.
В группах оформлены уголки Доктора Айболита.
В старшей группе подобраны книги о спорте и укреплении здоровья детей.
В ДОУ проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Оценку состояния здоровья детей проводим на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.
При планировании физкультурно-оздоровительной работы отражены все стратегические направления: оптимизация режима (гибкий, щадящий, адаптационный); организация двигательной активности; охрана психо-эмоциональной активности; профилактика заболеваемости; закаливание.
Большое внимание уделяется созданию привлекательного, эстетического вида оборудования. Все пособия яркие, интересные для малышей, т. к. необычные формы и красочность такого оборудования способствуют более высокому эмоциональному тонусу во время занятий физической культурой, интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности, формированию потребностей в движениях.
Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.
В нашем детском саду прошёл смотр-конкурс «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками», в котором приняли участие воспитатели, дети и их родители. Главной целью смотра-конкурса было: увеличение двигательной активности детей; повышение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; предоставление возможности для творческого самовыражения в процессе физической активности.
При изготовлении нестандартного оборудования участники конкурса проявили творчество, смекалку, фантазию и изобретательность. Из имеющихся экологически чистых подручных материалов для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики рук, глазомера, дыхания, различных движений и действий были изготовлены массажные дорожки, гимнастические палки, веревки разной толщины, различные кольцебросы и другие пособия.
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам.
Мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые буты-лочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки и т д. Бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Игры с нестандартным оборудованием.
«Весёлые дорожки» :
а) «Не намочи ноги»- младший возраст- ходьба в прямом направлении по сигналу педагога.
б) «Не упади»- старший и младший возраст- ходьба по канату в прямом направлении на всей стопе и боком на пятках, на носках, на середине стопы.
«Многоуровневые стойки» :
а) «Перепрыгни- не задень»- прыжки на двух ногах через перекладину в высоту.
б) «Подлезь- не задень»- подлезание под перекладину (можно использовать в эстафетах на скорость).
в) «Не задень верёвку»- в эстафетах бег змейкой по сигналу педагога.
«Туннель» :
а) «Пролезь в туннель» -в игре принимают участие две команды по пять человек (на скорость).
«Кольцеброс» :
а) «Попади в цель»- старший возраст- играющие договариваются о количестве колец, которые каждый из них будет набрасывать, становятся на определённое расстояние (от 1м-до 3-х м) от клоуна и набрасывают по одному все кольца.
«Карусель»
Держась за разноцветные ленты, дети идут по кругу, говоря слова «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели…»
«Море волнуется …»
Держась за ленты, дети делают движения руками, изображая волны. После слов «Морская фигура замри…» делают какую-нибудь фигуру, не отпуская лент. Для усложнения: фигура на одной ноге.
«Моталочка»- пособие развивает мелкую моторику рук.
«Гантели-конфетки» используют для силовых упражнений, как обычные гантели.
«Дорожка-следы» используется для упражнений в ходьбе на равновесие и координацию движений.
«Дорожка здоровья»- в различных вариантах используется для профилактики плоскостопия у детей.
Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.
Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.
Короткие косички можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).
Цветные мишени используются в метании, а также как цветные ориентиры.
«Веселый зонтик» применяется в дыхательной гимнастике.
Причем зависимости от времени года и проводимого мероприятия
«зонтик» может применять свои элементы (бабочки, осенние
разноцветные листья, дождинки, снежинки).
«Разноцветные пенечки»
Можно использовать на занятиях ДЛЯ перешагивания, бега змейкой. Развивает устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию.
Педагоги и родители воспитанников заверили, что не остановятся на достигнутом, а продолжат пополнять физкультурные уголки групп, внося новые нестандартные пособия и оборудование.
Работа по физическому воспитанию в течение учебного года проводится в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
В рамках пропаганды здорового образа жизни педагогами ДОУ организуются тематические консультации:
• «Что такое здоровье?»
• «Надо, надо умываться по утрам и вечерам.»
• «Зачем мы дышим?»
• «Слышит кошка, слышит человек»
• «Чтобы глаза хорошо видели»
• «Крепкие, крепкие зубы»
• «Красивая осанка»
• «В здоровом теле — здоровый дух!»
• «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
В группах на родительских собраниях обсуждаются вопросы сохранения и укрепления здоровья детей. родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.
Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку и удовольствие в выполнении упражнений.
Будьте здоровы и счастливы!