Юлия Гладкова
Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения в детском саду
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн. человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам число слепых людей на нашей планете к 2020 году увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих - до 200 млн. человек. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок. В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению - около 600 тысяч.
Публикация «Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения в детском саду» размещена в разделах
Основные причины заболеваний органа зрения:
- воспалительные заболевания (около 4 млн. случаев);
- травмы (около 2 миллионов);
- близорукость (более 1,5 миллиона);
- глаукома (более 770 тысяч).
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013г., профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.) предъявляют современному педагогу дошкольных образовательных организаций новую трудовую функцию – работу с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. К детям с ОВЗ относятся и дети с нарушениями зрения.
Следовательно, педагогам необходимо иметь представление о видах нарушений развития зрения, их проявлениях, особенностях развития детей со зрительными нарушениями, особенностях работы с ними. Современному педагогу уметь строить педагогический процесс с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, возможностей каждого ребёнка (в том числе детей с ОВЗ, создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Чаще всего встречаются такие формы зрительной недостаточности, как амблиопия, косоглазие, близорукость (миопия, дальнозоркость (гиперметропия, близорукий и дальнозоркий астигматизм, нистагм. У большинства детей эти нарушения - врожденные.
Большинство детей рождаются с небольшой степенью астигматизма, которая к концу первого года уменьшается и становится менее 1 диоптрии, его называют физиологическим, он не влияет на качество зрения. Детский астигматизм довольно сложно диагностировать, особенно у детей в возрасте до 2 лет. Чаще всего астигматизм у детей возникает по причине наследственности. Если у кого-то в семье есть эта патология, то она с большой вероятностью будет и у ребенка.
При астигматизме возникает:
- двоение в глазах, расплывчатость изображения на любом расстоянии;
- головокружение;
- усталость, напряжение глаз;
- головные боли, особенно в области лба над бровями;
- трудности с фокусировкой взгляда на печатном тексте, маленьких картинках; - покраснения глазного яблока;
- появление “черных точек”, “жучков”;
- ощущение песка в глазах;
- жжение и слезоточивость глаз.
Кроме того, у новорожденных обычно отмечается детская дальнозоркость (гиперметропия) приблизительно 3 диоптрии. Дальнозоркость у детей 1 года является обычным возрастным явлением. В норме к 6 годам дальнозоркость у детей должна исчезнуть. Если этого не происходит, то можно говорить о наличии заболевания и потребуется специальная коррекция зрения.
Нарушением зрения является близорукость, которая характеризуются основными симптомами:
– ребёнок хорошо видит вблизи и плохо вдали, а удаленные предметы кажутся
размытыми и нечеткими;
- усталость, напряжение глаз;
- головные боли, вызванные чрезмерной утомляемостью глаз.
Они могут свободно выполнять работу на близком расстоянии. Однако видение удаленных объектов, таких как доска или мольберт в группе, становится затрудненным.
Амблиопию иногда называют «ленивым глазом», поскольку в процессе развития заболевания происходит практически полное «выключение» из процесса зрения одного глаза, второй глаз при этом становится «ведущим» и принимает на себя всю зрительную нагрузку. Выключение одного глаза из процесса зрения приводит к нарушению бинокулярного зрения, поэтому дети с амблиопией не способны оценивать глубину и объем воспринимаемого изображения, а также испытывают затруднения при оценке расположения нескольких предметов в поле зрения.
Основные симптомы данного заболевания:
- отклонение одного глаза при рассматривании иллюстраций или телепередач;
- быстрая усталость;
- головные боли;
- дискомфорт и резь в глазах.
Косоглазие - это не только косметический, но и функциональный недостаток, который выражается в снижении остроты зрения косящего глаза. Различают следующие виды косоглазия: периодическое, постоянное, монолатеральное (косит один глаз, альтернирующее (попеременно косят оба глаза, сходящееся (глаз отклоняется от точки фиксации к носу, расходящееся (глаз отклоняется к виску, суправергирующее (косоглазие кверху, инфравергирующее (косоглазие книзу). Оно может быть врождённым и приобретённым.
Катаракта также может быть врождённой и приобретённой. Она имеет несколько общих признаков, которые встречаются при любой форме заболевания. Прежде всего, это прогрессирующие ухудшение зрения, которое не сопровождается болью или другими неприятными ощущениями в глазах. Врожденная катаракта всегда поражает оба глаза. Она имеет следующие симптомы: косоглазие, неестественный цвет зрачка у малыша, а также
отсутствие реакции на игрушки, которые не звучат, при их поднесении к глазам ребенка. Особенность врожденной формы заболевания заключается в том, что патологический процесс не прогрессирует (помутнение не распространяется на другие участки). При приобретенной – все наоборот. Первые симптомы, указывающие на приобретённую катаракту:
- двоение в глазах;
- появление мушек (пытается поймать «мушек» руками);
- скачки артериального давления и т. д.
- видение изображения в желтоватых оттенках;
- изменение цвета зрачка глаза.
Некоторые из признаков катаракты могут проявляться и при глаукоме, которая также бывает врожденной и приобретенной. Глаукомой называют хроническое заболевание глаза, характеризующееся значительным повышением внутриглазного давления.
Врожденная глаукома бывает:
- инфантильная (сразу после рождения или в течение 1 года жизни ребенка);
- детская (после 1 года жизни).
Врожденная глаукома чаще развивается в обоих глазах, хотя степень развития патологического процесса бывает, как правило, неодинаковой. Данные виды глаукомы у большинства детей не сопровождается жалобами.
При приобретённой глаукоме примерно каждый пятый человек отмечает, что начал видеть радужные круги, глядя на источник света (например, на лампочку, многие жалуются на появляющийся время от времени «туман» или пелену перед глазами. Практически, это единственные симптомы повышения внутриглазного давления. Главным симптомом глаукомы является сужение поля периферического зрения.
Если ребёнок страдает сахарным диабетом, то может развиться диабетическая ретинопатия. Из-за длительной гипергликемии (повышенного количества сахара в крови) сосуды глаза слабеют, вследствие чего кровь и другие жидкости просачиваются в сетчатку. В глазу возникают кровоизлияния; формируется отек сетчатки. К симптомам ретинопатии относят: ухудшение зрения, черные точки («мушки», двоение предметов, боли в глазу. Но эти симптомы появляются уже на поздней, необратимой стадии болезни.
Нистагм - повторяющиеся (двусторонние, редко односторонние) толчкообразные, как правило, непроизвольные движения глазных яблок. Нистагм может быть врождённым и приобретённым. Он может возникать спонтанно и вызываться искусственно. Нистагм у ребенка имеет
свои особенности. Ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах на 4 неделе жизни, если этого не происходит, можно заподозрить наличие заболевания, которое привело к возникновению нистагма. Если новорожденный после 1 месяца жизни не фиксирует взгляд и глазами совершает непроизвольные колебательные и вращательные движения, причины могут быть более серьезными: альбинизм, родовая травма, опухоль мозга и т. д. Если нистагм возник у ребенка старшего возраста, причиной его могут быть: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, атрофия зрительного нерва и т. д.
В общем, отставание развития слепого или слабовидящего ребенка, по cравнению с развитием зрячего, обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира.
Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Дети дошкольного возраста с нарушением зрения отстают от нормальных детей в темпах физического развития: рост у них снижен на 3-5%, вес - на 6-10%, жизненная емкость легких - на 3-6%. Отклонения в физическом развитии у них встречаются в 3-4 раза чаще, чем у здоровых сверстников. Причинами отклонений в физическом развитии у детей с нарушениями зрения являются снижение их двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации, недостаточная двигательная подготовленность и, как следствие, превышение в весе.
Нарушение зрительного анализатора обусловливает вторичные отклонения: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации движений, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, неврозы, быстрая утомляемость. Частота случаев нарушений осанки у детей с нарушениями зрения составляет 60-65% и зависит от характера зрительной патологии.
Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются характерными особенностями общей и мелкой моторики этих детей.
Многие дети с нарушением зрения имеют недостаточное развитие осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Полная или частичная утрата зрения сужает сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления слабовидящих.
Высокого развития у слепых достигает память, т. к. им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо привлекать больше сведений, чем зрячим.
В связи с вышеперечисленными особенностями развития детей с нарушениями зрения, необходимо знать особенности психолого-педагогической работы с детьми данной категории в ДОО.