Организация методической работы с педагогами ДОУ по эффективной подготовке к летнему периоду

Елена Исакова
Организация методической работы с педагогами ДОУ по эффективной подготовке к летнему периоду

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам в методическом кабинете старший воспитатель подбирает необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, календарь летних народных праздников и т. д. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы; специально составленная картотека подвижных, спортивных, строительно-конструктивных и дидактических игр с кратким описанием каждой из них; практические советы и методические рекомендации (например, Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).

Данная работа должна соответствовать современным тенденциям развития образования, кроме того, она содержит авторские методики, разработанные для реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

В процессе использования данных методических материалов по организации и проведению оздоровительной работы с детьми ожидаются следующие результаты:

- укрепление физического и психологического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей;

- формирование ценностного отношения к своему здоровью;

- формирование и развитие положительных качеств личности детей;

- формирование творческой активности педагогов;

- полное удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении;

- сплочение педагогического коллектива.

Представленные и наработанные данные материалы могут быть использованы старшими воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей работе. Данные материалы могут быть использованы как в полном объеме, так и с внесением изменений, касающихся специфики учреждения, интересов и здоровья детей, возможностей педагогов.

На заключительном Педагогическом совете в мае следует ознакомить педагогов с основными целями работы ДОУ в летний период:

создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;

реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников;

осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

План летней работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого педагога в его выполнении. При этом учитываются пожелания и предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом воплощаются в интересные мероприятия.

Содержательная часть.

Цели летней оздоровительной работы:

создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;

реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников;

осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период;

раскрытие и реализация творческого потенциала педагогов.

Задачами летней оздоровительной работы являются:

Развивающие:

- развитие мыслительных процессов дошкольников, памяти, умения рассуждать, делать умозаключения;

- развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.

Обучающие:

- расширение кругозора воспитанников;

- формирование первоначальных навыков охраны жизни и здоровья, основ безопасности.

Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к природе, к людям, животным;

- воспитывать чувство взаимовыручки, стремления оказывать помощь друг другу;

- воспитывать умение работать в команде, доброту, толерантность, коммуникабельность;

- формировать положительные качества личности детей, нравственного и культурного поведения.

В ходе реализации намеченного плана деятельности по летнему оздоровительному периоду целесообразно использование следующих методических приемов: беседа, игровые моменты, вопросы, использование наглядно-дидактических материалов, оздоровительные минутки, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические, сюжетно-ролевые и спортивные игры, показ упражнений и действий, художественное слово,загадывание загадок, двигательные упражнения, познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, дыхательные упражнения, исследовательские действия.

Формы работы:

- экскурсии, туристические прогулки,

- физкультурный и музыкальные досуги,

- викторины, тематические досуги, театрализованные представления, смотры и конкурсы,

- спортивные праздники, дни здоровья, соревнования,

- тематические досуги, театрализованные представления, смотры и конкурсы,

- летние праздники. Одним из таких праздников является День независимости России – 12 июня. В этот день можно организовать выставку рисунков «Я живу в России», играть в народные игры, знакомить детей с разнообразными фольклорными жанрами (сказками, песнями, загадками, считалками). Настоящий клад для организации летнего досуга – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам народной культуры, развивают их национальное самосознание. Богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в детском учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме. Во время праздников дети принимают участие в играх, танцах, эстафетах, аттракционах, все вместе поют песни, читают стихи, отгадывают загадки, приобщаются к культурному наследию общества. Такие праздники, как «Международный день защиты детей», «День Нептуна», «Праздник Ивана Купалы», должны стать традиционными;

- игровые минутки. Во время игровых минуток дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр как «Белочка с орехами», «Водонос», «Водочерпалка», «Каратица». У старших детей большой интерес вызывают лото, шашки, шахматы. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащает детский досуг;

- игры-путешествия. Последовательное посещение детьми различных точек на заранее подготовленном маршруте. Сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей. На маршруте необходимо организовать остановку, где детям будут предлагаться различные задания и игры. Важным является то, что игры-путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний. Можно проводить следующие игры-путешествия: «Прогулка в лес», «Посещение музея». На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней,

- творческие площадки. При организации творческих площадок на участке создается несколько мастерских: в одном месте дети рисуют, в другом – складывают оригами, в третьем – лепят. Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности. По возможности мастерскую можно украсить – повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки. Дети могут принять участие в любой, заинтересовавшей их мастерской. Кто-то пробует себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться одним. Детям младшего возраста потребуется помощь взрослых, которые будут сопровождать их и помогут выбрать занятие по душе,

- проектная деятельность. Метод проектов охватывает деятельность воспитателей, детей и родителей, координирует и регулирует их действия по обозначенной проблеме. Проекты способствуют не только интеллектуальному, физическому и художественному воспитанию детей, но и развивают коммуникативные навыки.

Оборудование:

Техническое: магнитофон, диски, кассеты, компьютер, мультимедийное оборудование;

Наглядное: наглядно-дидактические пособия (плакаты, карточки, картины, книги, гербарий;

Спортивное: мячи, скакалки, обручи, веревки, кубики и т.  д.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность.

Главное – вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми:

Вариативность утренних гимнастик на данный период

Организация подвижных игр

Проведение праздников и досугов

Игры для похода или прогулки в лес

2. Мир природы:

Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т. д.)

Природа края, в котором мы живём

Организация работы в цветнике и огороде

Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения

Требования к проведению экскурсий

Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями

3. Игра:

Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках

Организация разных видов игровой деятельности в летний период

4. Художественно-изобразительная деятельность:

Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности

Развитие детского творчества

5. Летние праздники и досуги:

Знакомим детей с русскими народными праздниками

Основные требования в организации праздника

Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей:

Инструктажи

Изучаем правила пожарной безопасности

Организация работы «Внимание дорога»

7. Краеведение:

Проведение экскурсий к памятным местам

Тематика конкурсов детского творчества

8. Организация работы с родителями:

Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать

Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

Публикации по теме:

Организация методической работы с педагогами по развитию игровой деятельности дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения» С. А. Шмаков. Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения.

Украшение группы к летнему периодуУкрашение группы к летнему периоду Уже совсем скоро наступит лето. Пришла пора украшать группу к летнему периоду. Мы постарались подобрать для детей первой младшей группы.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Организация методической работы с педагогами ДОУ по эффективной подготовке к летнему периоду
Опубликовано: 15 июня 2015 в 15:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...
Предметно-развивающая среда в группе ДОУ
Предметно-пространственная среда в группе – это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия,...