Папки-передвижки

Организация наблюдения в младших группах ДОУ (2 фото)

Кузьмина Нина
Организация наблюдения в младших группах ДОУ

Организация наблюдения в младших группах ДОУ

Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Публикация «Организация наблюдения в младших группах ДОУ» размещена в разделах

Содержание

1 Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

1.1 Классификация наблюдений

1.2 Возрастные особенности младших дошкольников

2 Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

2.1 Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе

2.2 Пример конспекта «Наблюдение за снегом»

2.3 Временной план наблюдений

2.3.1 Тема «Снег»

2.3.2 Тема «Осень»

Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя.  При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.

В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;

выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);

подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;

установление признаков отличия одного объекта от другого;

формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

По месту проведения:

-на участке;

-в групповой комнате;

-в лесу, поле и т. д.

По количеству детей:

-индивидуальные (1–4 человека);

-групповые (5–10 детей);

-коллективные (вся группа).

По причине проведения:

-случайные;

-запланированные;

-как ответ на вопрос ребёнка.

По характеру включения в педагогический процесс:

-эпизодические;

-систематические.

По продолжительности:

-кратковременные (от 5 до 15 минут);

-длительные (свыше 15 минут).

По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:

-однократные;

-многократные, или циклические.

По месту в цикле:

-первичные;

-вторичные;

-заключительные, или итоговые.

По характеру объектов:

-наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);

-наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

Возрастные особенности младших дошкольников

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет.

Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями. Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия. Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев.

В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:

-Птичка… (птичка,

-Вот тебе… (водичка!

-Вот тебе… (крошки)

-На моей… (ладошке!

Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.

Картотека наблюдений в первой младшей группе

Наблюдение за собакой

Узнать больше о таком домашнем животном, как собака;

привить желание заботиться о собаках;

формировать знания о привычках собак.

Собака — друг человека. У неё есть туловище, голова, лапки, хвост. Она верна своему хозяину и всегда остерегает его от врагов. Она может исполнять команды, кушает косточки, бегает за мячом.

Спросить, у кого из детей есть такое домашнее животное, как они за ним ухаживают.

Наблюдение за птицами

Узнать повадки птиц, понаблюдать за их поведением;

развить желание подкармливать птиц в холодные времена.

Перед началом прогулки взять немного хлебных крошек. Попробовать покормить птиц, проследить реакцию пернатых на движения ребёнка. Если малыш резко дёргает рукой, птица пугается и улетает.

Наблюдение за кошкой

Узнать больше о таком животном, как кошка;

узнать больше о её повадках, привычках.

Обратить внимание на внешний вид кошки, на то, какая она мягкая и пушистая. Также стоит заметить, что при резких движениях она убегает, так как боится человека, а при плавных — приближается к нему.

Наблюдение за птицами

Сравнить таких птиц, как голубь и воробей;

чётко выявить их сходства и различия.

Обратить внимание на то, что:

воробей маленький, а голубь большой,

воробей прыгает, а голубь бегает,

воробей коричневый, а голубь серый,

воробей пугается людей, а голубь к ним привык.

Наблюдение за синицей

Закрепить знания о внешнем виде и повадках синиц;

развить желание подкармливать их в холодное время года.

Перед прогулкой взять семечки, сало. Объяснить детям, что эти птицы очень нуждаются в корме, они любят семечки, сало, для них вешают кормушки зимой.

Наблюдение за трудом дворника

Понять задачи работы дворника.

Заметить, что именно убирает дворник: мусор, листву, засохшие ветки. Чем он это делает: граблями, метлой с совком или корзиной для мусора.

Наблюдение за ветром

Понять, какое воздействие оказывает ветер на окружающую среду.

Заметить, что при порыве ветра шевелятся листочки, качаются ветки деревьев, крутится вертушка. С земли все лёгкие предметы поднимаются и улетают.

Наблюдение за водой

Пронаблюдать за свойствами воды.

Переливать воду из одного сосуда в другой. Заметить, что при попадании капель на одежду остаётся пятно, которое позже высыхает. Вода может быть тёплой, холодной.

Наблюдение за листьями осенью

Запомнить все цвета, в которые могут окрашиваться листья.

Выйти на прогулку осенью и собрать зелёные, жёлтые и красные листья. Объяснить, как меняется цвет листьев в течение этого времени года.

Наблюдение за снегом

Понять свойства снега, понаблюдать за его реакцией на различные внешние раздражители.

Выйти на прогулку в зимнее время года, попробовать словить снежинку, заметить, что она сразу тает на тёплой ладони, попытаться рассмотреть её с близкого расстояния, подуть на неё, попробовать словить в перчатке.

Пример конспекта «Наблюдение за снегом»

Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.

Цели:

Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.

Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.

Активизировать детей за счёт словесной реакции.

Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.

Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.

Материалы:

-снег,

-грабли,

-варежки,

-санки,

-лыжи,

-лопатки.

Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:

Что падает с неба такое белое? (Снежинки).

Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).

Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).

Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).

Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный)

В. : Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.

Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:

-лепят,

-мнут,

-топчат,

-дуют,

-копают лопаткой,

-ловят голыми руками и варежкой.

Физминутка «Метель». Дети кружатся, изображая движение снежинок. Если воспитатель говорит «метель» — дети бегают, «тишина» — замирают.

Далее малыши рисуют увиденное, изображают снег в различных его состояниях: метель, сугроб, снеговик, снежки.

Временной план наблюдений

Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.

Тема «Снег»

1. Викторина о снеге в помещении — 5 минут. Обсуждение свойств снега (пушистый, мягкий, холодный, его реакции на внешние раздражители.

2. Игровая деятельность — 4 минуты.

Игра «Метель» (задача: научить детей бегать и замирать по сигналу).

Игра «Снежки» (задача: слепить снежок и попасть им в мишень).

3. Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, предложив каждому ребёнку слепить своего снеговика.

4. Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: снежинки, снеговика, метель, сугробы, снежки.

Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.

Организация наблюдения в младших группах ДОУ

Тема Осень — незабываемое время года для детей, поэтому нужно сфокусировать их внимание на изменениях в природе.

1. Викторина про осень в помещении — 5 минут. Обсуждение отличительных черт осени (улетают птицы, холодает, часто идёт дождик).

2. Игровая деятельность — 4 минуты.

Игра «Каштаны» (задача: собрать как можно больше каштанов на земле).

Игра «Листочки» (задача: научить детей быстро двигаться, имитируя движение опадающих листов, и реагировать на сигнал воспитателей). Дети бегают по площадке, имитируя движение опадающих листов. Если воспитатель говорит «тишина!», дети замирают, «листопад» — кружатся.

3. Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, каждый ребёнок собирает свой букет из опавших листьев.

4. Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: разноцветные листья, деревья с почти опавшей листвой, улетающих птиц, хмурое небо.

В процессе совместной деятельности малыши приобретают новых друзей

Фото №1 Публикация Организация наблюдения в младших группах ДОУ размещена в разделах Темочки Содержание Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ
Публикации по теме:

«Организация театрально-игровой деятельности в группах ДОУ» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Физкультурное развлечение «Здравствуй зимушка зима» в младших группах МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Организация и методика проведения экскурсий в разных возрастных группах ДОУ Младшие группы (2 -4 года). В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления.

Организация наблюдения на прогулке в старшей группе Тема наблюдения: «Нахождение примет наступающей зимы» Вид наблюдения: констатирующее наблюдение. Количество детей: 20 человек Размещение.

Подвижные игры как способ развития речи в младших группахПодвижные игры как способ развития речи в младших группах Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются.

Фотоотчет «Утренник в младших группах»Фотоотчет «Утренник в младших группах» Казалось бы, осень - унылая пора, всюду слякоть и часто льет дождь, дни становятся короче, а ночи длиннее, от жаркого летнего настроения.

Утренники к 8 марта в младших группахУтренники к 8 марта в младших группах К празднику "Восьмое марта" в младших группах были предварительно проведены беседы,о празднике. Дети учили песенки про маму и бабушку, их.

Видеопрезентация «Организация наблюдения за комнатными растениями» «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких.

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание в детском саду в младших группах»Выступление на педсовете «Экологическое воспитание в детском саду в младших группах» Актуальность: Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению.

Конспект занятия по аппликации в младших группах детского сада Одним из любимых занятий малышей в детском саду является аппликация. С помощью этого вида продуктивной активности дети не только познают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация наблюдения в младших группах ДОУ
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 17:21
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД