Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей

Екатерина Мороз
Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

(ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания.

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.

Именно здесь закладывается фундамент духовности.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными.

Занятия по познавательному развитию на тему духовно – нравственного воспитания детей («Мир вокруг нас», «Край, в котором ты живёшь», «Дерево добрых дел»).

Игры нравственного и духовно – нравственного содержания.

Проведение совместных праздников с родителями.

Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

Просмотр диафильмов, использование аудиозаписей и технических

средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу, посёлку).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей.

Постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания.

Чтение художественной литературы по духовно – нравственной тематике.

Беседы с детьми о правилах поведения.

Работу с детьми можно построить по следующим направлениям:

Духовно – нравственное (занятия, беседы, устные поручения).

Воспитательно – оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии и походы).

Культурно – познавательные (встречи, целевые прогулки, экскурсии. Концерты, просмотр диафильмов).

Нравственно – трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).

Но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе).

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Важно стремление к тому, чтобы родители стали единомышленниками и союзниками в вопросе духовно – нравственного воспитания малышей.

Организуя взаимодействие детского сада и семьи по формированию духовно – нравственных качеств, можно использовать как традиционные, так и не традиционные формы работы, отдавая предпочтение практико – ориентированным формам, развивающим и обогащающим взаимодействие детей и родителей, помогающим стать родителям активными участниками мероприятий, а не пассивными наблюдателями.Среди них можно выделить такие формы работы:

Основные формы работы с семьей.

Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

Лекторий для родителей;

Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

Вечера вопросов и ответов;

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);

Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

Индивидуальные консультации специалистов;

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Экскурсии;

Визиты домой;

Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.

Развивая у ребёнка стремление к общению и умение общаться с окружающими его людьми,важно ставить перед собой такую задачу: воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

«Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла на Руси, жила бы и расцветала» - Владимир Мономах.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное здоровье современных детей. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы.

Концепция духовно-нравственного развития личности Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
Опубликовано: 6 октября 2014 в 20:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Экологическая сказка для моих воспитанников «Новогодний подарок»
Жила – была в хвойном лесу белочка Озорница. Так прозвали ее лесные жители. Озорница была большая затейница и мастерица в Лесном Царстве. И помогала...
Конспект НОД в младшей группе «Развивающая игра «Три медведя»
Тема ( проект, событие) : «Три медведя» Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность Форма...
Украшение группы «В гости к нам пришла Зима!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила зима, одно из самых веселых, задорных и любимых времен года, время, когда можно поиграть с друзьями в снежки,...