Получи документы

Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Алена Салмина
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Образовательная деятельность в разновозрастной группе детей с ОВЗ строится на основе адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, но при этом учитываются особенности совместного пребывания детей разного возраста. Воспитательно - образовательная работа осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т. д., а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми.

Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, определять методы и приёмы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала. При планировании и организации занятий необходимо также соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий в соответствии с требованиями СанПиНа).

Соблюдая данные требования, одна возрастная группа должна заниматься не более 20 мин., а другая – 25 мин. или – 30 мин. Следовательно, дети помладше или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них, в этом случае большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. В нашей практике с детьми помладше занятие заканчивалось раньше, и они оставались тут же в групповой комнате, но уже под присмотром младшего воспитателя. Детям предлагались дидактические и строительные игры, раскраски.

В разновозрастной группе используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации образовательной деятельности.

На фронтальных занятиях решаются задачи общего характера. При этом занятие посвящено только одному разделу программы, а задания дифференцирутся для каждой возрастной подгруппы. Фронтально мы организовывали такие занятия как аппликация, конструирование, лепка, рисование и физическое развитие. Воспитатели тщательно продумывали и подбирали дидактический, наглядный и речевой материал для каждой возрастной подгруппы, особенно для самостоятельной работы детей. Например, детям помладше предлагались индивидуальные речевые таблички – названия оборудования, объектов окружающего мира, задания меньшего объёма и сложности, а детям постарше давались слова - поручения в устно-дактильной форме, требовались отчёты о выполненном действии, более объёмные и усложнённые задания. Однотемные занятия в данном случае наиболее целесообразны и эффективны. К таким занятиям легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия предоставляют возможность воспитателю рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способа выполнения. Например, на одном из занятии по аппликации мы учим детей помладше правильно держать ножницы, вырезать простые фигуры, картинки по контуру (или давались готовые вырезанные формы, наклеивать их, а у детей постарше закрепляем умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию и дополнять её.

Но не все занятия проводились одновременно со всеми воспитанниками. Согласно учебному плану количество занятий отличается в некоторых возрастных периодах. В этом случае воспитатель, проводя занятие в вечернее время (рисование) с подгруппой старших детей, прибегал к помощи младшего воспитателя, который организовывал деятельность детей помладше (спокойные игры, просмотр мультфильма и т. д.) тут же в групповой комнате или в спальне.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, развитию речи и ФЭМПу организовываются в первую половину дня. В этом случае дети также делись на подгруппы. Педагог-дефектолог проводила занятия по развитию речи и ФЭМПу с одной подгруппой, воспитатель с другой подгруппой проводил конструирование, ознакомление с окружающим миром и дидактическую игру.

Также с детьми кроме фронтальных и подгрупповых занятий проводятся дополнительные индивидуальные занятия по индивидуальной программе, ведутся тетради по индивидуальной работе. В результате реализации индивидуальной программы у педагога есть возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, а у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Для успешной организации воспитательной работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Среди всего многообразия детских игр особое место занимают сюжетно-ролевые игры, они являются первой социальной практикой ребёнка и в наибольшей степени способствуют сплочению разновозрастного детского коллектива. Естественно дети помладше начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие. Младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется своя роль.

Общение между детьми в разновозрастной группе создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний. Дети помладше видят то, к чему могут стремиться, понимают, что если другие это делают, то значит, и они сами смогут это сделать сейчас, или когда чуть-чуть подрастут. Старшие дети становятся образцом для подражания, они перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, хотят повторить то, чем занимаются старшие - например, интересуются более сложным материалом. Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами лучше поймут суть излагаемого, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять.

Таким образом, при организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе воспитатель должен чётко определить цель, задачи, содержание, владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе, а однотемное планирование занятий является наиболее оптимальным, так как предусматривает дифференцированное решение образовательных задач для каждой возрастной подгруппы.

Публикации по теме:

Ежедневный распорядок воспитательно — образовательного процесса в старшей группе Старшая группа Тема: Лето Цель: Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей,.

Ежедневный распорядок воспитательно-образовательного процесса в старшей группе понедельник 25. 02. 2019 Тема: Формирование обобщающего понятия «Мебель». Формирование умения называть мебель, ее отдельные части, материалы.

Ежедневный распорядок воспитательно — образовательного процесса в старшей группе Тема: «Человек и мир вещей. Посуда» Первая половина дня Утро Приём детей. Утренняя гимнастика. Ситуативная беседа «Приметы весны».

Ежедневный распорядок воспитательно-образовательного процесса «Волшебница вода» в старшей группе Тема: Волшебница вода. Первая половина дня Утро Приём детей. Утренняя гимнастика. Беседа «Где вы были в выходные дни? Что интересного.

Коллективная фотогазета «Космическое путешествие» для разновозрастной группы детей с нарушением слухаКоллективная фотогазета «Космическое путешествие» для разновозрастной группы детей с нарушением слуха 12 апреля вся страна отмечает День космонавтики. Этому знаменательному событию в нашей группе была посвящена неделя космоса. Мы беседовали.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Ежедневный распорядок воспитательно-образовательного процесса в старшей группе Лариса Демидова понедельник 04.02. 2019 Первая половина дня. Приём детей. Утренняя гимнастика. Игра в уголке природы «12 месяцев» с целью.

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. Под интеграцией понимается взаимодействие всех.

Сообщение для воспитателей: «Организация образовательного пространства для детей с Нарушением слуха дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель – дефектолог: Арбузова Наталья Владимировна,.

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства для детей с Нарушением слуха дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель – дефектолог: Арбузова Наталья Владимировна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Опубликовано: 14 августа 2019 в 08:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД