МААМ-картинки

Организация образовательной деятельности дошкольника посредством приобщения к культуре народов Севера

Алла Мирон
Организация образовательной деятельности дошкольника посредством приобщения к культуре народов Севера

Организация образовательной деятельности дошкольника через приобщение к культуре народов Севера.

Мирон А. А воспитатель

МБДОУ «Варьеганский ДСКВ

«Олененок», с. Варьеган

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления и развития личности ребенка (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. Н. Леонтьев и др.).

Публикация «Организация образовательной деятельности дошкольника посредством приобщения к культуре народов Севера» размещена в разделах

Исследования психологов А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запоржца, Д. Б. Эльконина, А. П. Усова и других свидетельствуют о том, что такие качества личности как логическое мышление, творческое воображение, речь, нравственной нормы поведения формируются в раннем и дошкольном возрасте в процессе усвоения ребенком социального опыта.

Интеллектуальное, эмоционально-нравственное, художественное проявление ребенка активизируется в процессе его практической деятельности, поступках. Но оптимальное развитие ребенка возможно только при целенаправленном, систематическом и соответствующем возрастным особенностям обучении и воспитании (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др., целенаправленном руководстве различными видами деятельности детей (Е. А. Флерина, А. П. Усова, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, В. С. Мухина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.).

Особое место в этом процессе отводится проблеме формирования национального самосознания у дошкольников, ознакомление с обычаями, традициями, ценностными ориентациями родного народа. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день.

Воспитание гражданина происходит тогда, когда приобщаются дети к истории и культуре родного края, у них формируется представление о том, что главным богатством и ценностью является человек. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим становление основ характера и выработки норм поведения, во многом

Педагоги детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями национальной культуры народов крайнего Севера, воспитать ребят в национальных традициях. Поэтому программа «Северные просторы» создавалось авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа предлагает образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.

Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры. Уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным подвижным и дидактическим играм, декоративно-прикладному искусству народов ханты и лесные ненцы.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности - игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд - занимают особое место в учебно-воспитательном процессе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие.

Педагоги учитывают необходимость развития у ребенка способности погружаться в собственный мир с целью определения своих намерений, прогнозирования будущего, отбора способов и средств для осуществления намеченных целей.

Природа, окружающий мир - вот те сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить или неприятно удивить его. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании ребенка.

Базой для реализации поставленных целей является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.

Укреплять здоровье дошкольников и приобщать их к здоровому образу жизни формировать интерес и любовь к спорту помогают национальные подвижные игры, спортивные состязания, где воспитывается так необходимые качества «оленеводу», «охотнику», «рыбаку» - смелость, ловкость, выносливость, ориентировка в пространстве и т. д.

Занятия на экологической тропе, прогулки, походы, экскурсии центрированы на ребенке, создания ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностних качеств.

Следующей деятельностью, помогающей ребенку понять и познать самобытную культуру народов ханты и лесные ненцы, и углубляющей представления о явлениях, является музыка, театр. Эмоционально воздействуя, музыка обеспечивает углубление, уяснение ребенком образа предмета, формирует способность на чувственной основе размышлять, переживать его, по возможности обыгрывать движениями рук, тела, мимикой лица, что предполагает глубокий анализ внешнего вида и его внутреннего состояния.

Уникально может быть воздействие и литературы, устного народного творчества (поэзии, прозы, фольклора) на приобщение ребенка к народной культуре. Интегрирование различных содержательных видов деятельности осуществляется в заданной последовательности и определяется внутренней потребностью ребенка к познанию мира.

Приобщение ребенка к народному художественному творчеству является непременным условием накопления информации о предметах (явлениях, объектах) является изначальное, эмоциональное, заинтересованное отношение ребенка к объекту наблюдения, требующее достаточно сильных переживаний, оставляющих след в запасниках его эмоциональной памяти, формирующее у него образ-представление.

Интеграция различных содержательных видов деятельности создает благоприятную основу для успешного, целостного развития личности ребенка.

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и обозначенный в различной деятельности детей.

Народные песни, заклички дети разучивают и исполняют на музыкальных занятиях, праздниках. На прогулках, физкультурных занятиях дети играют в народные подвижные игры, исполняют народные спортивные упражнения.

На занятиях по развитию речи дети слушают народные сказки, пересказывают их, создают на основе сюжета драматические сценки. Интеграция всей работы по патриотическому воспитанию позволяет экономить время занятий и не допускает перегрузки детей, так как освобождает их от необходимости выслушивать подробные объяснения: дети получают их в процессе занятий, непосредственно в процессе творчества.

Большое место отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, загадки, сказки, легенды) как искусству, которое используется в работе с детьми достаточно широко и в разных формах. При этом литературу мы рассматриваем как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с миром.

Особое значение в развитии дошкольника имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах орнаментов, вышивок заключаются образы-символы : солнце, древо жизни, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Здесь происходит и воспитание любви и уважения к родному краю, способности воспринимать язык природы.

Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию воображения у детей. В этом направлении в ДОУ организован кружок «Бисеринка», где дети учатся вышивке бисером, познают тайну орнаментов, знакомятся с искусством украшать одежду бисером, плетением короба и шкатулки из березовой коры, с созданием неповторимых изделий из меха и кожи. Ведь, по мнению ученых, искусство обско-угорских народов – это живая этнография в современном мире, уходящая своими корнями в глубокую древность.

При первом знакомстве с прикладным искусством северных народов поражает изящество и своеобразная красота одежды, предметов быта, орудий труда и средств передвижения, их удивительная простота и точность исполнения.

Все виды традиционного прикладного искусства коренного населения, выразительного и своеобразного, представляют собой наиболее ранний этап развития культуры, который прошли многие народы мира.

Умение северного жителя видеть художественный образ в привычных предметах – поистине уникально и развивается с детства.

Долгие годы декоративно-прикладное творчество коренных народов Севера было не востребовано. И только благодаря талантливым мастерицам эта древняя культура сохранилась в ее истоках – на стойбищах, таежных деревнях.

Переняв секреты мастерства у своих предков, народные мастерицы стараются передать их следующему поколению, чтобы древнее искусство не угасло. Особенно важно привить любовь и уважение к искусству своего народа детям.

Не все дети в равной мере художественно одарены и талантливы, но развить творческие способности учащихся по кружковой работе, декоративно-прикладного искусства на базе детского сада вполне приемлемо.

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация поставленных задач требует целесообразной организации развивающей среды. Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Назначение занятий (учебно-игровой деятельности) - в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога. Обучение детей должно быть увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивать субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия имеют интегративный характер.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности : наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, игровых проблемных ситуаций и пр.

Педагоги интегрируют образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности. Знания о потребностях животных и растений в свою очередь становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с традициями народов Севера» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Знакомство с традициями народов севера». Цели: • Систематизировать.

Проект «Изготовление куклы в национальном стиле коренных народов Севера» Тема: «Изготовление куклы в национальном стиле» Винокурова Е. Н. Воспитатель второй группы раннего возраста «Тиинчээн» Цель: - Познакомить.

Конспект занятия по сказкам народов Крайнего Севера «Веселая сова и грустный ворон» Конспект по сказкам народов Крайнего Севера на тему «Веселая сова и грустный ворон» для старшей группы детского сада Цели: 1. образовательные:.

Консультация для воспитателей «Активизация речевой деятельности посредством приобщения к культуре своего народа» Консультация для воспитателей. Активизация речевой деятельности посредством приобщения к культуре своего народа. Русский язык открывается.

«Культура и быт малых народов Севера». Сценарий познавательно-развлекательной программы для учащихся начальных классов "Культура и быт малых народов Севера" (40 минутная программа для учащихся начальных классов) Сегодня мы предлагаем поговорить о крайнем.

Подвижные игры народов Севера «ГОНКИ НА ОЛЕНЯХ» В тундре нет дорог, но оленеводы всегда знают, как добраться до стойбища. Вот и мы с вами поедем на быстроногих оленях.

Презентация этнографического музея народов Севера Цель – создать у детей дошкольного возраста представления о родном крае, традиционной культуре народов саами и коми Задачи:.

Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси посредством народного декоративно-прикладного искусства» Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство». Данный проект включает.

Профилактика сколиоза и нарушений осанки посредством непрерывной образовательной деятельности по физической культуре в ДООПрофилактика сколиоза и нарушений осанки посредством непрерывной образовательной деятельности по физической культуре в ДОО Инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 23 «Радуга» Белозеровой Юлии Анатольевна Секрет Истинного Здоровья — сила правильной.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности Аннотация. В статье рассматривается проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательной деятельности дошкольника посредством приобщения к культуре народов Севера
Опубликовано: 13 января 2019 в 13:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД