Организация предметно-пространственной развивающей среды

Надежда Широбоких
Организация предметно-пространственной развивающей среды

С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствования структуры детской личности, в моей группе организована предметно – пространственная развивающая среда.

Создавая, мы с моей коллегой старались, чтобы она позволила каждому нашему воспитаннику проявлять творческие способности, реализовывать познавательно – эстетические и культурно – коммуникативные потребности в свободном выборе.

Так как игра продолжает оставаться для старших дошкольников любимым видом деятельности, большое пространство в группе занимает игровая зона.

Её назначение – это формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения, стимуляция сюжетной игры, воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определённые правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров речевого, социального поведения. Игровая зона оборудована атрибутами для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Салон красоты», «Почта», «Библиотека». Есть в ней набор игрушек, помогающих отобразить социальный быт (игрушечная бытовая техника); макеты (замки, корабль, дом); макет «Перекрёсток»; технические игрушки (заводные рыбки для игр с водой, инерционные машинки, машинка на пульте управления, рация, наземный транспорт, воздушный и водный транспорт, военная техника, пожарная машина, строительная техника, железная дорога); атрибуты для ряженья (бусы, косынки, сарафаны, юбки, очки, шляпы, фуражки, пилотки); игровые материалы: (куклы разного размера, фигурки животных (взрослых и их детёнышей, средней полосы, Австралии, жарких и холодных стран, доисторических, фигурки солдатиков, воинов разных эпох); сказочные персонажи); игрушки для оперирования (кукольная мебель, кукольная посуда, кукольная одежда, постельные принадлежности для кукол, коляска, салон красоты). Чтобы максимально экономно использовать пространство, атрибуты для некоторых сюжетно – ролевых игр расположено в легко открывающихся шкафах прямо в игровой зоне. Дети знают, где что лежит и всегда могут без труда взять то, что им нужно для игры.

С целью обеспечения двигательной активности детей в течение дня, профилактики нарушения осанки, развитие ловкости, меткости, координации движений, мелкой мышц кистей рук в группе создан центр двигательной активности

Для решения поставленных задач сохранения и укрепления здоровья детей в данной зоне имеются игры баскетбол, дартс (магнитный, городки;

мячи (резиновые, шипованные, мяч - трансформер); самодельные «ходунки», обручи, скакалки, массажная дорожка, картотека подвижных игр, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, ростомер, стенд с показателями физического развития детей группы. Для профилактики простудных заболевания используются стаканы для полоскания горла, коробочки с травами; аромолампа, масло эвкалипта, ромашки.

Для формирования первичных естественнонаучных представлений, формирования способов познания путём сенсорного анализа,

развития наблюдательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, навыков исследовательской деятельности, формирования измерительных навыков, формирования комплексного алгоритма обследования предметов в группе создан уголок природы.

В нём содержатся живые объекты: пресноводная красноухая черепаха, хомячок; комнатный растения. также там имеются:

• и учебно – методические материалы: природный материал (песок, коллекции глины, камней, семян, птичьих перьев); стенды и экспонаты мини -музея «Мир дерева» (образцы коры, веток, листьев, семян коряг, шишек, изделий из дерева); сыпучие материалы (желуди, фасоль, горох, манка, мука); макеты биоценозов («Морские глубины», «Лес»); макеты природных зон («Пустыня», «Животные Севера», «Животные жарких стран»); картины с изображением природных сообществ («Тундра», «Тайга», «Лиственный лес», «Луг», «Водоём»); детская карта мира, глобус; пирамиды («Природа Тамбовской области», «Природные сообщества»); предметные картинки с изображением объектов природы (деревья, травы, кустарники, цветы, насекомые, птицы, рыбы, дикие и домашние животные); схемы и модели для описания объектов природы; демонстрационные модели; плакаты («Круговорот воды в природе», «Смена времён года»);дидактические игры экологического содержания; календари наблюдений.

• инвентарь для исследовательской деятельности: прозрачные ёмкости разных форм и объёмов; палочки от мороженного, воронки, трубочки для коктейля, сито; микроскоп, лупы, песочные часы; фартуки;

• инвентарь для ухода за растениями (лейки, пульверизаторы, лопаточки для рыхления почвы, губки, тазики, кисточки);

• выносное оборудование для метеоплощадки (флюгер, компас, вертушки, ветряные рукава, ветряной детектор; дождемеры, снегомер, лотки, палочки);

• аудиоматериалы (голоса птиц, зверей, насекомых, звуки природных явлений (ветра, дождя, грома, реки, моря, водопада); произведения В. Бианки, Мамина – Сибиряка, Зотова, книга со звуковыми эффектами (о лесе).

Зона художественного творчества предназначена для закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации, для расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, для развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии, освоения новых способов работы с акварелью и обучение различным техникам вырезания.

Данная зона оборудована материалами для творческой деятельности (цветная и белая бумага, картон, фольга, ткани, самоклеющаяся плёнка; раскраски; акварельные краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши; витражные краски; масса для лепки, глина для лепки, пластилин); материалами для декорирования (семена, засушенные листья, стебли, колосья, веточки, наклейки, ткань, кожа, мех, вата, тесьма); инструментами (кисти для красок и клея, банки для воды, ножницы, палитры, доски для лепки, стеки, штампики, валик, поролон, трафареты, клейстер, дидактические игры для развития творческих способностей.

Зона театра служит для развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений, для формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса интонации, для развитие творческого воображения и подражательности, для работа над выразительным исполнением ролей, для обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.

Для развития музыкальных способностей и творческих проявлений, для совершенствование навыков игры на металлофоне, гармошке, для развития

развитие музыкального слуха, слухового внимания, эмоциональной отзывчивости в группе есть музыкальная зона.

В ней имеются детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, используемые в музыкально – дидактических играх; игровой материал: музыкальные открытки, игрушки, микрофон. В зоне библиотеки имеются кассетный магнитофон, комплект аудиокассет (детские песни, произведения Чайковского, зарубежных композиторов, русские народные песни, колыбельные, предназначенные и для музыкальной зоны.

Зона развития речи предназначена для развития правильного физиологического дыхания, для закрепления в речи чистого произношения свистящих и шипящих звуков, для обучения различным способам словообразования и формирования грамматически правильной речи.

В ней имеются доска для писания мелом, деревянное наборное полотно, магнитная азбука, алфавит. В маленьком шкафу с легко открывающимися дверцами имеются зеркала, картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, разноцветные фишки для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений, «светофоры» для определения места звука в слове, сюжетные картинки для составление описательных рассказов, дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений, обучения словообразованию, по формированию грамматического строя речи, самодельные игрушечные ноутбуки. Зона математики создана для ознакомления с составом числа, для закрепления навыка счёта в пределах десяти, для совершенствования навыков ориентировки в пространстве и на плоскости, для закрепление навыка сравнения и уравнивания множеств, для закрепление знаний о частях суток и обучения составлению геометрических фигур и их преобразованию. Эта зона содержит счётный материал (мелкие предметы, предметные картинки, игры (математический баскетбол; «крестики – нолики», наглядные печатные пособия (таблицы и карточки для классификации, планы местности, участка ДОУ, рабочие тетради, пособия для освоения представлений о времени (пластмассовый макет часов, песочные часы, набор картинок по исторической тематике, пособия и материалы для счёта (счёты, счётные палочки, разрезная касса, наборное полотно, наборы карточек с изображением количества предметов, средства измерения (часы, весы; средства измерения линейных величин, головоломки (квадрат Воскобовича, блоки Дьенеша, танграммы, геоконт).

Для освоение родного языка, приобщения к общечеловеческим ценностям, воспитание духовной культуры, для формирования представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой и воспитания патриотических чувств, любви к родному городу в группе создана «Библиотека».

Для решения поставленных задач в этой зоне есть открытая витрина для книг, детские книги, хрестоматии, энциклопедии, загадки, потешки, пословицы и поговорки, книги по истории и культуре русского народа, папки с предметными и сюжетными картинками (выставляются по двум – трём лексическим темам, лото, домино, набор аудиокассет с записью литературных и музыкальных произведений для детей, записью звуков природы и голосов животных, альбомы и наборы открыток с видами родного города, набор фотографий и макет, изображающие родной город в прошлом, карта родного города, репродукции картин народных игр, народного быта, картина с изображением внутреннего устройства русской избы; картины с изображением народных промыслов, настольно – печатные игры по сказкам.

Раздевалка также является частью предметно – пространственной среды группы. С её помощью решаются такие задачи, как закрепление навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, желания помогать друг другу; закрепление коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом, обращаться друг к другу за помощью;

привлечение родителей к процессу коррекционно – воспитательной работы, создание единого сообщества педагогов и родителей.

В раздевалке имеются Шкафы с определителем индивидуальной принадлежности (картинками и именами детей, скамейки. Для родителей на стенах размещены информационные стенды (режим работы сада и группы, объявления, слова благодарности родителям за оказанную помощь группе, рекомендации логопеда, медсестры, поздравление с днём рождения, папка «Меня сегодня похвалили», информация о лечебно – профилактических мероприятиях, проводимых в группе, тематическая папка по временам года (народный календарь, правила поведения в природе, прогулки с детьми, картины природы, уголок творчества детей, постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе.

Таким образом построено окружающее пространство в моей группе. При этом я старалась сделать так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в нём комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, был «личностью среди других личностей» в группе. Я думаю, что эта среда позволила каждому ребёнку находить занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их и свои чувства и поступки, а также помогла им осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не только получать готовые знания.

Организация предметно-пространственной развивающей среды
Публикации по теме:

Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды в ясельной группе Видео Развивающая предметно-пространственная среда ДОО Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию.

Организация работы с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды Позвольте поделиться с Вами опытом моей работы по теме: «Организация работы с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС «Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе Колобок в соответствии с ФГОС» Насыщенность среды Насыщенность среды.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды Педагоги группы Киселева Татьяна Юрьевна и Зонина Софья Аркадьевна Все групповое помещение поделено на центры различной направленности,.

Организация пространственной предметно-развивающей среды в первой младшей группе «Букашечки»Организация пространственной предметно-развивающей среды в первой младшей группе «Букашечки» Дорогие гости! Добро пожаловать в нашу группу «Букашечки»! Эта группа для самых маленьких и самых любимых девочек и мальчиков. Мне хотелось.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей – предметно пространственной среды. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов которого являются:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды на веранде своими рукамиОрганизация развивающей предметно-пространственной среды на веранде своими руками Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Математика
  • Экология
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Опубликовано: 31 января 2016 в 16:23
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

Фотоотчёт «Летние художественные работы учащихся 3–5 классов. Часть-2»
Прекрасного летнего дня, дорогие коллеги! Приглашаю Вас на вторую часть фотоотчёта летних художественных работ моих учеников. В течение лета на базе школы...
Сценарий праздника в 9-х классах «Последний звонок»
( 2019 год) Сцена оформлена под "класс". Парты выставлены в 2 ряда. На центральной стене - проектируется заставка "Школьная доска с надписью "Последний...