МААМ-картинки

Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи

Наталья Езжалова
Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи

Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут и капризничают, практически одинаково познают азы нового и неизведанного. И работа всех педагогов складывается из основных требований программы, применяемых к основной массе детей.

Но в детском саду всегда есть дети, имеющие особенности развития. Каждый ребёнок индивидуален и развитие зачастую у каждого ребёнка проходит индивидуально. Мне хотелось бы остановиться на такой особенности развития детей в детском саду как нарушения речи.

Публикация «Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

Формирование речи у ребенка - одна из основных характеристик его общего развития. Часто нарушения становления речи наблюдаются именно в детстве. Дети с нарушениями речи – это отдельная категория детей, имеющих отклонения в развитии, имеющие нормальный слух и сохранный интеллект. И следует отметить, что сложные речевые нарушения не проявляются только в дефекте произношения отдельных звуков. Наряду с этим дети не различают звуки на слух, не умеют правильно построить предложение, их словарный запас очень часто не соответствует возрастной норме.

Учитывая тот факт, что речь – высшая психическая функция, потому и важно уделять особое внимание и построить всю коррекционно – педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения речи.

Несомненно, работу с такими детьми нужно строить с учётом их индивидуальных особенностей, проявляющихся именно в несовершенстве всей языковой системы их речи. Специфика педагогов заключается в том, что, кроме общеобразовательных задач, они выполняют и ряд коррекционных задач, направленных на на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом педагоги направляют своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

В детском саду для детей с нарушениями речи педагогам предоставлены все возможности для всестороннего формирования поведения и личности ребёнка с речевым дефектом.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость освоения тех видов деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. К ним относятся трудовая, игровая, изобразительная и другие виды деятельности.

Наряду с тем, как ребёнок овладевает этими видами деятельности, особое внимание педагоги должны уделять развитию восприятия, мнестических процессов (процессы запоминания, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.

Одним из самых важных аспектов работы с детьми, имеющими нарушения речи является развитие познавательных процессов. Обязательно следует учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое имеет место быть из-за существующего речевого дефекта, ограничения контактов с окружающими, неправильных приёмов воспитания в семье и другие причины.

Основными задачами педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями являются создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализовать указанные задачи возможно только педагогам, имеющим хорошие знания возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед, инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель детского сада, кто непосредственно работают со всеми детьми и в том числе и с детьми с речевыми отклонениями, должны уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребёнка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости. Правильно организованное и грамотно подобранное психолого-педагогическое воздействие педагога предупреждает появление дополнительных нежелательных отклонений в поведении и развитии ребёнка, помогает формировать доброжелательные, коммуникативные, коллективистские отношения в группе.

С данной категорией детей проводится коррекционно – развивающая работа, запланированная учителем – логопедом и другими педагогами на основе адаптированных специально разработанных программ для детей с нарушениями речи. Очень важно всем педагогам при проведении различных форм работы обеспечивать необходимую познавательную и мотивационную основу для формирования речевых умений.

Также в задачи педагогов детского сада входит также повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса. Особые дети требуют особого внимания.

В детях нужно развивать интерес к речи. К речи правильной, чистой и грамотной. Этому способствует вовлечение детей в разнообразную жизнь детского сада и умелое использование различных видов деятельности, направленных на всестороннее развитие, а, главное, на общение. Только подобным образом можно научить ребёнка говорить, а используя коррекционные формы работы, и говорить правильно.

Для детей с нарушениями речи является благоприятным само общество сверстников, коллективные игры и занятия. При этом у детей формируются и закрепляются коммуникативные умения и, конечно же, создаётся положительный фон для регуляции речевого поведения.

Видные деятели педагогической и медицинской общественности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии на формирование психики и личности в целом. По этой причине и возникла необходимость разработки специальных программ для работы с такими детьми и, соответственно, особого внимания со стороны педагогов.

А особое внимание и состоит в реализации различных задач как общеобразовательной и коррекционной программ для детей с нарушениями речи. Работа всех педагогов в детском саду с такими детьми вполне обоснованно может называться коррекционно – развивающей. Этот процесс очень чёткий и планомерный. Своевременное обследование детей, расписание занятий, планирование индивидуальной работы, наличие фронтальных видов работы, оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа с родителями – всё это, педагогическое и коррекционное воздействие всех педагогов детского сада при работе с детьми с речевыми нарушениями позволяет ребёнку с особенностями этой составляющей его развития формироваться полноценной личностью. В этом и состоит основная цель работы педагогов дошкольного учреждения с детьми, имеющими особенности развития.

Коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Однако зачастую родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недостатков. Об особенностях коррекционной работы в дошкольной организации они узнают только при рассматривании наглядной агитации, стендов или во время посещения традиционных родительских собраний. А ведь включение родителей в совместную коррекционно – развивающую работу значительно повышает её эффективность. Это тоже является неотъемлемой частью работы педагогов детского сада – тактично и грамотно объяснить родителям, в чём состоят особенности речи их ребёнка и предложить совместные формы и методы работы по преодолению недоразвития речи.

Главное, не опоздать и использовать абсолютно все возможности для преодоления недостаточности в речевой, познавательной, эмоционально – волевой сферах.

Организовать работу с детьми с особенностями в развитии нужно таким образом, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и не таким как все, чтобы он смог освоить общеобразовательную программу детского сада в соответствии с возрастом и коррекционную программу, которая зачастую для детей с особенностями в развитии, является основной.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 226 городского округа город Уфа Республики Башкортостан КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей» Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей» Семья и дошкольное образовательное учреждение.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

Тематический план психологических занятий с детьми 5–6 лет, имеющими нарушения речевого развития Тема: Огород. Сад. (овощи, фрукты). Задачи: Формирование положительного отношения к сверстникам, желания сотрудничать друг с другом; расширение.

«Песочная страна». Занятие по экспериментированию с детьми 4–5 лет, имеющими нарушения зрения Задачи: 1. Расширять представления детей о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить. 2. Упражнять в его обследовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 25 октября 2016 в 14:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД