МААМ-картинки

Организация работы в группе на логопедическом занятии

Светлакова Татьяна Георгиевна
Организация работы в группе на логопедическом занятии

Светлакова Татьяна Георгиевна

Учитель-логопед

ГБДОУ №33 компенсирующего вида

Приморского района

Санкт-Петербурга

Организация работы в группе на логопедическом занятии.

ФГОС ДО выделяет пять основных образовательных отраслей. Речевое развитие как одна из данных отраслей имеет прямую взаимосвязь с логопедией, а остальные четыре (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое) идут с ней в параллели. Работа с логопедом в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего речевого развития ребенка, т. к. на ней строится коррекционная логопедическая помощь при нарушении письма и чтения (дисграфии и дислексии) в школьном возрасте. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение. Это реализуется с помощью логопедических занятий в дошкольном возрасте.

Публикация «Организация работы в группе на логопедическом занятии» размещена в разделах

Основные задачи логопедической работы :

• обучение правильному произношению всех звуков;

• развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;

развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;

• развитие фонематического слуха;

• формирование и совершенствование связной речи;

Организация логопедической работы в группе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В младшем дошкольном возрасте (3-4года) решаются задачи формирования речевого слуха — умения понимать звучащую речь, развития слухового внимания, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики и артикуляционной моторики.

В среднем возрасте( 4-5лет) стоят задачи формирования связной речи: построения словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений; совершенствования звукопроизношения; обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам); развитие слухоречевого внимания и памяти; развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции;

В старшем дощкольном возрасте 5-7 лет: у ребёнка происходит формирование фонетико-фонематических функций; он начинает определять на слух количество звуков и слогов в слове; он знакомится со звуковым анализом слова; проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте;

Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений

с детьми: занятия с группой, занятия в составе небольшой группы, занятия с одним ребёнком, т. е - индивидуальные, подгрупповые, фронтальные (групповые);

Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Эти занятия проходят несколько раз в неделю, к ним дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после закрепляют упражнения с воспитателем. Типы фронтальных занятий для логопедической группы :

по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;

по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;

по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний

Количество и длительность фронтальных занятий зависит от возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

Для каждого логопедического занятия :

1. четко определяется тема и цель занятий;

2. выделяется словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отбирается лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4. обозначаются основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей : необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия технологии, используемые в каждой части занятия могут быть различными. После проведения занятия логопед анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, и намечает перспективу деятельности. Фронтальные (групповые) занятия представляют собой систему, включающую в себя игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания, как устные, так и письменные. Во время фронтальных занятий логопед работает со всеми детьми сразу, даёт одинаковые задания для всех детей в группе.

Для подготовки к фронтальным занятиям в случае необходимости дети могут посещать индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом. Чаще всего их посещение требуется детям с задержкой психического развития, общими нарушениями речи, ограниченными возможностями здоровья и т. д. Если при проведении подгрупповых и индивидуальных занятий большая часть времени уделяется постановке звуков детям, имеющим определённые одинаковые речевые дефекты, то фронтальная работа подразумевает «смешанную» работу, вне зависимости от степени развитости произношения звуков у того или иного ребёнка.

Основные преимущества фронтальных занятий перед подгрупповыми и индивидуальными : это, в первую очередь, проведение фронтальных занятий даёт логопеду большую свободу выбора в постановке цели и содержания урока. На таких занятиях осуществляется закрепление звуков, добавляются упражнения на расширение словарного запаса детей, происходит обучение грамматически правильной речи.

Фронтальные занятия – это основа не только коррекционного обучения, но и подготовительный этап для перехода ребёнка из детского сада на следующую ступеньку обучения – в школу. Для детей важное преимущество фронтальных занятий состоит в возможности наблюдения за сверстниками и в налаживании социального взаимодействия. Фронтальное обучение предоставляет также и возможность осуществления групповой работы детей над единой задачей, что развивает навыки сотрудничества. Эффективность группового обучения зависит от умения логопеда сформировать атмосферу творчества, показать важность каждого участника в процессе достижения общего результата. Кроме того, на протяжении всего занятия педагог должен поддерживать активность и удерживать внимание всех детей, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что является сложными и весьма трудоёмкими задачами, в связи с чем длительность одного фронтального занятия зависит от возраста детей и не превышает 30 минут. Фронтальные занятия, таким образом, являются окончательным этапом в логопедическом обучении в детских садах. Для фронтальных занятий по звуковой культуре речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО широко применяется программа Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», рассчитанная на детей от 3 до 7 лет, предоставляющая систему игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающую детям сформировать мыслительные операции, научить понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Таким образом, фронтальная (групповая) логопедическая работа с дошкольниками имеет ряд преимуществ, среди которых важно отметить: широкие возможности выбора тематики и формы проведения занятий (для логопеда, обучение навыкам коллективной коммуникации и социализации, возможности наблюдения за сверстниками и совершения совместных действий для достижения общей цели для детей. Работа логопеда фронтально предполагает весёлый и интересный процесс обучения, при котором дети незаметно овладевают необходимыми навыками для своего дальнейшего развития.

Высокой продуктивности при фронтальной форме логопедических занятий с дошкольниками, способствуют :

-свободное размещение детей во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда, что позволяет им рассматривать изучаемые объекты, смотреть друг на друга, на логопеда;

-четкая и логичная система подбора вопросов, адресованная детям;

- разнообразие пособий, а также предварительный подбор материала для занятия;

-ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказывания;

-постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия : наиболее интересные фрагменты работы соотносятся с периодом нарастания усталости;

-корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей.

К фронтальным логопедическим занятиям предъявляются требования:

1. Динамичность занятия.

2. Включения в него игровых фрагментов и сюрпризных моментов. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Частая смена различных видов деятельности.

4. Коммуникативная направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Обучение детей умению слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использование разнообразного дидактического материала, красочного и удобного.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Таким образом, организация логопедической работы в коррекционных группах ДОУ предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий, удовлетворять потребности и интересы каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке»Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке» Бабочка — яркая, черные глазки — Села на кончик травы. Будто она прилетела из сказки, Той, что услышите Вы… (Е. Краснова) Облачница,.

Фотоотчет об открытом логопедическом занятии по обучению грамоте «Путешествие с Мишкой-лежебокой в Лесную школу»Фотоотчет об открытом логопедическом занятии по обучению грамоте «Путешествие с Мишкой-лежебокой в Лесную школу» 25 апреля 2019 года в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОБУ "Муринский ДСКВ.

Фотоотчёт о логопедическом занятии-путешествии «Поможем бабушке Федоре»Фотоотчёт о логопедическом занятии-путешествии «Поможем бабушке Федоре» Занятие-путешествие я провела в рамках муниципального конкурса "Воспитатель года". Подгрупповое занятие с детьми ОВЗ подготовительной группы.

Игры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группеИгры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группе Уважаемые коллеги! Организовать для детей дошкольного возраста интересную познавательную и одновременно творческую деятельность по формированию.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Организация работы по взаимодействию с семьей на 2016–2017 гг. в младшей группе Сентябрь Форма работы - Групповое родительское собраниие Тема родительского собрания «Основные задачи на новый 2016-2017 учебный год» Знакомство.

Организация работы по взаимодействию с семьей на 2017–2018 год в средней группе Сентябрь. Форма работы: Групповые родительские собрания. Тема и задачи родительского собрания: «Типы семей и стили семейного воспитания».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы в группе на логопедическом занятии
Опубликовано: 1 октября 2021 в 00:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД