Светлана Бочарникова
Организация работы в области «Речевое развитие» с использованием театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Л. В. Выготский писал: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи" ФГОС к организации образовательного процесса в ДОУ определены 5 образовательных областей. Область " Речевое развитие " занимает одно из центральных мест и имеет следующие задачи:
Публикация «Организация работы в области „Речевое развитие“ с использованием театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
2. Развитие устной речи в различных формах и видах детской деятельности;
3. Практическое овладение детьми нормами речи.
Одним из важных условий для решения проблемы социализации дошкольников в новых условиях является уровень речевого развития ребёнка, так как его объём и характер – это главный показатель успешной речевой, учебно-познавательной и других видов деятельности.
Из практики следует, что театрально-игровая деятельность является ярким средством, формирующим эстетический вкус детей. Театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она является источником чувств, переживаний, эмоций, духовного богатства.
Общение – это основное условие развития ребёнка, формирование личности. В своей работе для реализации этой деятельности я использую дидактические игры, подвижные игры. Мною была изготовлена картотека пальчиковых игр, дыхательных упражнений, физминуток, артикуляционной гимнастики. Также использую в своей работе скороговорки, потешки, чистоговорки. Всё это позволяет обогащать словарь детей новыми словами, развивать связную, диалогическую и монологическую речь, мелкую моторику рук, мимику, жесты, формирует познавательный интерес. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно-развивающей среды. У нас в группе имеются разнообразные виды театров – пальчиковый, конусный, би-ба-бо. Имеется фланелеграф, ковролин для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов. Дети составляют "салат" из сказок: ребята с уже известными героями попадают в новые придуманные детьми ситуации. Всё это развивает речь, мышление, фантазию, игровые навыки и творческую самостоятельность.
Начиная работать над этой темой, я столкнулась с такой проблемой: дети были замкнутыми, стеснительными, речь была невыразительна, немногословна. Дети не могли открыться по-настоящему. Мешали такие психологические особенности как робость, нерешительность, медленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вступать в диалог, вслушиваться в звучащую речь. Это затрудняло развитие речевой компетентности детей.
Спонтанно эти проблемы преодолеть нельзя. Мною была проведена большая работа по коррекции этой ситуации через создание оптимальной развивающей среды, погружения ребенка в совместную деятельность на основе комплексного и индивидуального подхода к каждому из детей. Сначала я приучала детей слушать и слышать текст, интонацию, разную силу звука, правильную дикцию.
Сказки любят все и взрослые и дети. А вот ребенок не просто любит сказки. Для него сказка – это мир, в котором он живет. Читая сказки, в которых добро побеждает зло, дети хотят быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги. Дети умеют слышать красоту поэтического слова, а позднее сами используют знакомые строчки в речи. Когда дети научились выразительно говорить, я для раскрепощения ребят, начала использовать кукольный театр, так как за ширмой им было легче преодолеть свою робость перед зрителем. Когда дети стали уверенно говорить за персонажей я решила использовать разные виды театральной деятельности.
Дети очень любят играть в театр. С детьми нашей группы мы готовим сказочные представления, что позволяет приобретать не только новые знания, умения, но вступать в контакты с детьми других групп, со взрослыми, что помогает стать равноправными партнёрами взаимодействия.
Я горжусь своими воспитанниками. Они участвуют в различных конкурсах, мероприятиях и занимают призовые места. Всего этого достичь было бы невозможно без помощи родителей наших детей. Они принимают активное участие в подготовке каждого мероприятия: шьют костюмы, помогают детям учить тексты. С их помощью были приобретены дидактические игры, изготовлен пальчиковый, кукольный театры. В нашей группе есть сундучок с масками для театрализованных представлений, сделанный руками родителей.
Проделанная мной работа уже дает первые результаты. Дети научились последовательно высказывать свои мысли, выразительно читать стихотворный текст, использовать разные интонации, владеют своими чувствами и уверенно держатся перед аудиторией.
В дальнейшей работе я планирую совместное участие детей, педагогов и родителей в театрализованной деятельности. Планирую посмотреть с детьми и родителями спектакль местной театральной школы-студии "РАМС".