МААМ-картинки

Деловая игра «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»

Евгения Тенищева
Деловая игра «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»

Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

1. Конкретизация и уточнение знаний педагогов ДОУ по содержанию приказа Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».

2. Стимулирование положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности.

3. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.

Публикация «Деловая игра „Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

Предполагаемый результат : вызвать желание у педагогов разработать проект по усовершенствованию РППС в соответствии с ФГОС ДО.

Предварительная работа :

- цикл консультаций «Изучаем ФГОС ДО»

1. Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя на мероприятие.

Перед тем как мы начнём наш семинар – практикум предлагаю Вам сначала разогреться и ответить на следующие предположения нестандартными способами:

-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.

- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.

2. Теоретическая часть.

Тема деловой игры «Создание РППС в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

- Как Вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Уважаемые коллеги!

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»

Данное высказывание принадлежит Елене Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Развивающая предметно-пространственная среда – это образовательное оборудование, материалы, мебель в сочетании с определёнными принципами разделения пространства группы.

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования.

- Как Вы думаете, какие?

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 32 «Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

-Существуют ещё 2 письма Минобразования России, с которыми Вы можете ознакомиться, обратившись к стенду с нормативно – правовыми документами для педагогов ДОУ.

- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей.

- Какие области развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО вы знаете?

(социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Развивающая предметно пространственная среда должна выполнять различные функции.

- Как Вы думаете, какие? Для чего мы создаём РППС?

(образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции).

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

Исходя из актуального на данный момент документа ФГОС ДО к РППС предъявляются следующие требования:

- реализация образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;

- обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

- реализация различных образовательных программ,

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

- Обратите внимание на слова, выделенные другим цветов. У Вас присутствует это в групповых комнатах?

- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть какой? (трасформируемой, доступной, полифункциональной, безопасной, вариативной, содержательной).

- На какие показатели следует обратить внимание? И почему?

3. Практическая часть.

- Предлагаю Вам сейчас поработать в команде. Нужно будет подумать и представить примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательной области в свете требований ФГОС. Например, художественно-эстетическое направление. Какие здесь могут быть центры? Но и это ещё не всё. Вам предстоит нарисовать их либо схематично, либо ввиде плана и т. д., а также при защите рассказать, где будут присутствовать все те требования, о которых мы с Вами говорили?

- Одна команда будет создавать центры по познавательному направлению, а другая – по социально – коммуникативному.

Представление педагогами своих центров в групповых комнатах.

4. Кластер-анализ

- Кластеры – это системные схемы, которые показывают связи между объектами. Это некий графический образ взаимосвязанных явлений, объектов и т. д.

- Для активизации наших аналитических умений предлагаю вам, уважаемые педагоги, выполнить первое задание. Работать предстоит по подгруппам (3-5чел). Работать предстоит по подгруппам (3чел).

Педагоги получают Кластер-схему.

Центральная часть схемы - объект анализа (понятие, технология, проблема и т. д.) Предлагаемый объект для анализа записывается в центр кластера: «РППС– это…»

Педагогам предлагается окончить фразу 1 словом или словосочетанием, определить ассоциации, заполнив, таким образом, первый уровень кластера.

Затем предложить выйти на второй уровень кластера, от каждого объекта выделить положительное и отрицательное следствие. Например, ФГОС- это отнимает много энергии педагогов. Но это хорошо, т. к. педагог может многое привнести в педагогическую практику. Но это отчасти плохо, потому что грозит эмоциональным истощением.

Таким образом, подгруппы обсуждают и заполняют все уровни Кластера. Затем проводится совместное обсуждение результатов работы подгрупп.

Рефлексия:

По окончанию игры, пока подводятся результаты – каждому участнику игры предлагается нарисовать на листе бумаги свою ладонь.

Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня это было важным и интересным.

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня недостаточно…

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Используемая литература:

1. Журнал «Старший воспитатель» №8,2014г.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

3. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-

пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования (электронный ресурс, Москва.

Публикации по теме:

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды Педагоги группы Киселева Татьяна Юрьевна и Зонина Софья Аркадьевна Все групповое помещение поделено на центры различной направленности,.

Оформление детского сада. Организация предметно-развивающей средыОформление детского сада. Организация предметно-развивающей среды Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Организация предметно-развивающей среды в разновозрастной группе детского сада «Осень золотая»Организация предметно-развивающей среды в разновозрастной группе детского сада «Осень золотая» Я на данный момент являюсь воспитателем разновозрастной группы и работаю с детьми 4-5 лет. Прекрасно понимаю, что нам, работникам дошкольного.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей – предметно пространственной среды. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное.

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованиюОрганизация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского садаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования.

Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. В каждом ДОУ развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую, стимулирующую функции.

Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОСОрганизация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОС Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО. Хочу Вас познакомить.

Проект «Пути обогащения развивающей предметно-пространственной среды участка детского сада в весенне-летнее время года» 1. Актуальность проблемы: Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 19:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД