МААМ-картинки

Организация родительского собрания в ДОУ. Особенности родительского образования

Галина Мазонка
Организация родительского собрания в ДОУ. Особенности родительского образования
▼ Скачать + Заказать документы

Образованию родителей свойственна определённая очерёдность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий. Отбор материала для всех программ родительского образования подчинё н нескольким основным принципам:

Публикация «Организация родительского собрания в ДОУ, Особенности родительского образования» размещена в разделах

1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.

2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей - дошкольников.

3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определённого раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности.

ФОРМЫ И ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Успешное проведение родительского собрания строится на нескольких позициях:

-уважать права родителей;

-искренне выражать чувства, уметь управлять ими;

-внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;

-предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в воспитании ребёнка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицировано помогут;

-не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Родительские собрания можно разделить на несколько видов: общее, групповые, собрания с привлечением педагогов ДОУ. Общие собрания проводятся обычно реже, чем групповые, раз-два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами и нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами ДОУ. Групповые родительские собрания организуются несколько раз в год. На них обсуждаются важнейшие задачи воспитательно-образовательного процесса в данной группе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества родителей и воспитателей, подводятся итоги выполненной работы.

Главное назначение родительских собраний-обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом не следует забывать о требованиях проведению собраний :

-Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

-Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

-Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

-Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

По содержанию родительские собрания могут быть :

-организационные - это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;

-тематические - это собрания, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;

-итоговые - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.

По форме собрания могут быть самые разнообразные :

1. Конференция.

2. Деловая игра.

3. Семинар.

4. Диспут.

5. Консультация.

6. День открытых дверей.

7. Дискуссия.

8. Лекция-семинар.

9. Аукцион.

10. Читательская конференция.

11. Педагогическая лаборатория.

12. Душевный разговор.

13. Мастер-класс.

14. Ток-шоу.

15. Педагогический капустник.

16. Педагогический консилиум.

17. Педагогический ринг.

18. Психологический тренинг и др.

Конференция

При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идёт ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общие собрания. Для групповых собраний могут быть интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня», «Семейные традиции».

Деловая игра

При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник детского сада и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.

Семинар

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например: «Хвалить ребёнка вредно или полезно?», «Что в ДОУ важнее: образование или воспитание детей?» и т. п.

Диспут

Подготовка диспута, конечно, требует определённого мастерства от воспитателя. При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, воспитатель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.

Консультация

Собрание в такой форме можно проводить как на базе одной группы, так и на общем. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из воспитателей-методистов, который даст общую информацию по теме консультации (образовательной или воспитательной,и затем родители расходятся по разным группам, в которых их ожидают педагоги ДОУ (это могут быть учитель-логопед, педагог –психолог, социальный педагог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своём ребёнке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу,могут просмотреть выставки рисунков, познакомиться с творческими работами своих детей, с газетами для родителей.

День открытых дверей

Родители могут посетить подготовленные для них открытые занятия, концерты, театрализованные представления, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребёнка в деятельности, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым они получают бесценный опыт сравнения ребёнка с ним же самим, только в разных ситуациях (в детском саду и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию по интересующей проблеме.

Дискуссия

Это публичное обсуждение какого- либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью такого обсуждения является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

- Личность воспитателя выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.

-Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, и устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируются с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.

-Формируются новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новые способы социальных и межличностных взаимодействий.

-Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность.

Лекция – семинар

Для проведения собрания в форме лекции - семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашённые специалисты.

Аукцион

Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной форме.

Читательская конференция

За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, а уже на собрании воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещает суть темы и задаёт вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать с учётом возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или интересующую всех.

Педагогическая лаборатория

Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях.

Душевный разговор

Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы- агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками; если ребёнок – левша; если он плохо справляется с развивающими заданиями и т. п.

Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовиться выслушать вопросы родителей и ответить на них.

Мастер – класс

Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим.

Ток – шоу

Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализаций проблемы и возможных путей её решения. На ток-шоу выступают воспитатель, родители, можно пригласить различных специалистов. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, учитывая разные точки зрения и аргументируя их.

Педагогический капустник

Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как весёлый концерт.

Педагогический консилиум

Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования для того, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия в соответствии с разным возрастом детей.

На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ.

Педагогический ринг

Это столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю и т. п.

Психологический тренинг

Основное отличие тренинга от традиционных форм родительских собраний (лекций, семинаров) состоит в его практической направленности и активности каждого из участников. Присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией, но и учатся применять полученные знания на практике.

Таким образом, отличительными особенностями психологического тренинга являются:

- практическая направленность;

-активность участников;

- лёгкость усвоения материала.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении родительского собранияФотоотчет о проведении родительского собрания Родительское собрание является одной из форм установления контакта педагога с родителями воспитанников. Для последнего родительского собрания.

Конспект родительского собрания «Как растить любознательных»Конспект родительского собрания «Как растить любознательных» Конспект родительского собрания "Как растить любознательных" Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности.

Конспект родительского собрания «Общаемся, играя»Конспект родительского собрания «Общаемся, играя» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема: «Общаемся играя». Подготовили и провели: Голубева Е. М., Галашева И. В., Билич.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : " Возрастные особенности детей 3-4 лет" Воспитатель.

Протокол родительского собрания «8 марта — праздник мам!» Протокол родительского собрания№3«8 марта – праздник мам!» Повестка родительского собрания: 1. Выступление медицинской ст. сестры на темы:.

Протокол родительского собрания Протокол родительского собрания №3 группы №3 «Капитошка», проведенного совместно с группой №2 «Теремок» от 22.03.18 г. Тема: «Игра – это.

Протокол родительского собрания в старшей группе Уважаемые коллеги! Излагаю примерный образец протокола родительского собрания. Дата проведения 12. 10. 2018г Присутствовало – 36 чел. Отсутствовало.

Сценарий итогового родительского собрания в 5 классе Сценарий итогового родительского собрания в 5-а классе Цель: укрепить дружбу между школой и семьей, показать родителям достижения детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация родительского собрания в ДОУ. Особенности родительского образования
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 16:11
+77Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация родительского собрания в ДОУ. Особенности родительского образования» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мазонка (УИ 2163396) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД