Галина Мазонка
Организация родительского собрания в ДОУ. Особенности родительского образования
▼ Скачать + Заказать документы
Образованию родителей свойственна определённая очерёдность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий. Отбор материала для всех программ родительского образования подчинё н нескольким основным принципам:
Публикация «Организация родительского собрания в ДОУ, Особенности родительского образования» размещена в разделах
1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.
2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей - дошкольников.
3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определённого раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.
4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности.
ФОРМЫ И ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Успешное проведение родительского собрания строится на нескольких позициях:
-уважать права родителей;
-искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
-внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
-предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в воспитании ребёнка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицировано помогут;
-не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Родительские собрания можно разделить на несколько видов: общее, групповые, собрания с привлечением педагогов ДОУ. Общие собрания проводятся обычно реже, чем групповые, раз-два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами и нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами ДОУ. Групповые родительские собрания организуются несколько раз в год. На них обсуждаются важнейшие задачи воспитательно-образовательного процесса в данной группе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества родителей и воспитателей, подводятся итоги выполненной работы.
Главное назначение родительских собраний-обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом не следует забывать о требованиях проведению собраний :
-Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
-Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
-Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
-Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
По содержанию родительские собрания могут быть :
-организационные - это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;
-тематические - это собрания, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;
-итоговые - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.
По форме собрания могут быть самые разнообразные :
1. Конференция.
2. Деловая игра.
3. Семинар.
4. Диспут.
5. Консультация.
6. День открытых дверей.
7. Дискуссия.
8. Лекция-семинар.
9. Аукцион.
10. Читательская конференция.
11. Педагогическая лаборатория.
12. Душевный разговор.
13. Мастер-класс.
14. Ток-шоу.
15. Педагогический капустник.
16. Педагогический консилиум.
17. Педагогический ринг.
18. Психологический тренинг и др.
Конференция
При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идёт ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общие собрания. Для групповых собраний могут быть интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня», «Семейные традиции».
Деловая игра
При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник детского сада и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.
Семинар
Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например: «Хвалить ребёнка вредно или полезно?», «Что в ДОУ важнее: образование или воспитание детей?» и т. п.
Диспут
Подготовка диспута, конечно, требует определённого мастерства от воспитателя. При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, воспитатель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.
Консультация
Собрание в такой форме можно проводить как на базе одной группы, так и на общем. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из воспитателей-методистов, который даст общую информацию по теме консультации (образовательной или воспитательной,и затем родители расходятся по разным группам, в которых их ожидают педагоги ДОУ (это могут быть учитель-логопед, педагог –психолог, социальный педагог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своём ребёнке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу,могут просмотреть выставки рисунков, познакомиться с творческими работами своих детей, с газетами для родителей.
День открытых дверей
Родители могут посетить подготовленные для них открытые занятия, концерты, театрализованные представления, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребёнка в деятельности, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым они получают бесценный опыт сравнения ребёнка с ним же самим, только в разных ситуациях (в детском саду и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию по интересующей проблеме.
Дискуссия
Это публичное обсуждение какого- либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью такого обсуждения является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.
Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:
- Личность воспитателя выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.
-Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, и устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируются с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.
-Формируются новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новые способы социальных и межличностных взаимодействий.
-Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность.
Лекция – семинар
Для проведения собрания в форме лекции - семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашённые специалисты.
Аукцион
Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной форме.
Читательская конференция
За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, а уже на собрании воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещает суть темы и задаёт вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать с учётом возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или интересующую всех.
Педагогическая лаборатория
Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях.
Душевный разговор
Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы- агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками; если ребёнок – левша; если он плохо справляется с развивающими заданиями и т. п.
Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовиться выслушать вопросы родителей и ответить на них.
Мастер – класс
Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим.
Ток – шоу
Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализаций проблемы и возможных путей её решения. На ток-шоу выступают воспитатель, родители, можно пригласить различных специалистов. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, учитывая разные точки зрения и аргументируя их.
Педагогический капустник
Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как весёлый концерт.
Педагогический консилиум
Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования для того, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия в соответствии с разным возрастом детей.
На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ.
Педагогический ринг
Это столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю и т. п.
Психологический тренинг
Основное отличие тренинга от традиционных форм родительских собраний (лекций, семинаров) состоит в его практической направленности и активности каждого из участников. Присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией, но и учатся применять полученные знания на практике.
Таким образом, отличительными особенностями психологического тренинга являются:
- практическая направленность;
-активность участников;
- лёгкость усвоения материала.