Наталья Конкина
Организация сюжетно-ролевой игры при помощи технологической карты
▼ Скачать + Заказать документы
.В ноябре прошлого года в нашем детском саду прошло методическое объединение воспитателей, посвящённое инновационным методам работы с дошкольниками.
На этом мероприятии я выступала с докладом из опыта работы на тему "Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры". При подготовке много материала нашла на сайте и выражаю огромную благодарность коллегам.
Итак, доклад.
Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры при помощи технологической карты» размещена в разделах
С введением ФГОС ДО в воспитательно-образовательное пространство ДОУ по – прежнему остаются актуальными вопросы развития детской игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности ребёнка.
Рассмотрим сюжетно-ролевую игру.
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, отношения между детьми.
В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д.
Доктор педагогических наук Александр Владимирович Запорожец в связи с этим писал, что детская игра — «это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности»
Что же мы имеем в настоящее время? К сожалению мы сталкиваемся с примитивизацией детских игр. Основная причина данной ситуации – это простое невмешательство взрослых. Причем, одни это делают просто потому, что не считают нужным вообще наблюдать за детской игрой – играют себе и играют, главное – чтобы без драк и ссор; а другие занимают вполне принципиальную позицию, искренне считая, что в детскую игру не следует вмешиваться. В итоге мы имеем, то что имеем.
Оставляя право выбора игры за ребенком, педагогу нужно постараться увидеть ближайшие перспективы и грамотно спрогнозировать развитие игровой деятельности детей. В соответствии с программными задачами, индивидуальными особенностями и интересами каждого ребенка.
Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.
Кроме этих методов, я в своей практике начала использовать технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим и хочу с вами поделиться.
Что такое технологическая карта? .
В толковом словаре дается такое определение.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.
Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков.
А мы рассмотрим технологическую карту игры – последовательность действий, которая изображена графически (т. е. в виде схем или рисунков, т. к. дети (большинство) ещё не умеют читать.
Технологическая карта предлагает новый подход к организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Данные технологические карты разработаны на основе метода комплексной поддержки самодеятельных игр, который был предложен педагогами С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной и впервые опубликован еще в 1979 году. При разработке особое внимание обращалось на то, чтобы решались задачи не только полноценного образования детей по всем пяти взаимодополняющим образовательным областям, но и задачи, связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников.
Но как же дети смогут расшифровать технологическую карту? Смогут, если принимали участие в её составлении (т. е это наиболее простой путь к пониманию- делать её шаг за шагом вместе с ними)
Мы вместе с детьми составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета. Огромная благодарность Светлане Можановой- именно в её материале я увидела такую.
Любая игра имеет свои правила. На этой карте показаны, основные правила : «Позови друзей», «Распредели роли», «Выбери необходимые предметы», «Поиграйте», «Прибери игрушки». Хочу с вами поделиться своим опытом создания технологической карты игры «Полет в космос».
Все мы знаем, что организовывая сюжетно-ролевую игру, мы должны дать детям максимум информации по теме сюжета.
Необходимо всемерно обогащать непосредственный и опосредованный опыт детей, их представления и о предметном мире, и о социальных взаимоотношениях в самых разных областях действительности. Причем эти знания должны иметь не столько «энциклопедический», сколько практический, действенный характер, это должно быть «живое» знание, такой опыт, который ребенок мог бы применить на практике.
Поэтому, мы смотрели мультфильмы и презентации о космосе
в том числе и дома (родители получили задание посмотреть с детьми мультфильм «Тайна третьей планеты», беседовали, рассматривали иллюстрации в книгах, атласах
играли в настольные игры, строили космические объекты из конструктора
Не стала исключением и продуктивная деятельность: создали из пластилина макет космического пространства:
Раскрашивали картинки на космическую тему для создания альбома «Далёкий космос»
Рисовали космические объекты при помощи трафаретов
Вернёмся к технологической карте.
Составляя её,мы с детьми придумывали игровые сюжеты, которые я записывала. Затем эти сюжеты мы вместе превращали в графические рисунки, т. е. моделировали ситуации.
Вместе с детьми и родителями готовили атрибуты для игры, которые бы давали ребенку возможность проявить фантазию, творческое воображение, находчивость.
А сейчас предлагаю посмотреть фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Полёт в космос», которая была проведена с использованием технологической карты. Поскольку при освоении новой игры интерес детей огромен, желательно выбрать такой сюжет, чтобы задействовать всех. Технологическая карта нашей игры на самом первом фото, под заголовком.
Доставка ракеты на космодром
Установка ракеты на стартовой позиции
Космический центр всегда на связи.
Занятия космонавтов физической подготовкой под руководством тренера
Медицинский осмотр перед полётом
Прощание с родными…
К старту готовы!
Счастливого полёта! В добрый путь!
На начальных этапах освоения игры лучше использовать технологические карты с готовым (заранее придуманным)сюжетом, изображённым схематически на одном листе. А с обогащением игрового опыта, технологические карты могут составляться самими детьми из отдельных карточек-фрагментов.
. По желанию детей сюжетные линии могут изменяться усложнением сюжета, количеством ролей.
Дорогие друзья!Я предлагаю вам посмотреть, какие сюжеты для игры мы с детьми изобразили графически. Из таких сюжетов потом составляется технологическая карта.
А следующие карточки предлагаю озаглавить вам.
Соотнесите картинку с действием
Это лишь небольшая часть возможных сюжетов. Мы обязательно продолжим их создание и обыгрывание.
Таким образом, использование технологической карты сюжетно-ролевой игры пробуждает и поддерживает интерес детей к игре, а также способствует проявлению самостоятельности и инициативы.