Приложение МААМ

Организация сюжетной игры в детском саду

Сажина Наталья Викторовна
Организация сюжетной игры в детском саду

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Публикация «Организация сюжетной игры в детском саду» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду

Чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми – это первый принцип. Во время игры воспитатель должен взять на себя роль «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, так как к сюжетной игре они не применимы.

Игра будет по-настоящему игрой, если ребенок почувствует себя «умеющим интересно играть» партнером.

Воспитатель играет с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, постепенно усложняя игру, чтобы дети осваивали новые и более сложные способы ее организации.

Чтобы игра была успешной, ребенку нужно понимать смысл действий партнеров и самому быть им понятным. Для этого, во время игры взрослый должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка.

Чтобы ребенок развивал самостоятельность в игре, важно как можно раньше знакомить его с играми в компании других детей.

Для успешной совместной игры детей важно придерживаться следующего правила: с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного периода, обучая детей игровым навыкам, нужно учить их не только выполнять игровые действия, но и объяснять их значение другим участникам игры – как взрослым, так и сверстникам. Такой подход поможет детям играть самостоятельно и в то же время согласованно взаимодействовать в небольших группах, начиная с простых парных игр в раннем возрасте.

Данные принципы организации сюжетной игры призваны развивать у детей игровые навыки и умения, которые станут основой для их самостоятельной игровой деятельности, будь то индивидуальные или совместные игры, в полной мере отражающие их желания и интересы.

Во время формирования сюжетной игры, воспитатель постоянно создает условия для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом, начиная с простейшего взаимодействия между детьми. Для этого можно использовать любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка и т. п., которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Воспитатель может показать на личном примере, как это делать. Например, покатать мяч вместе с младшим воспитателем, чтобы заинтересовать детей.

После показа на личном примере, воспитателю нужно будет помочь детям на начальной стадии их взаимодействия. Помочь детям выбрать правильное место и обратить внимание детей друг на друга.

Таким образом, для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в ней ребенка в такой последовательности: 1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого; 2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами; 3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Особенности организации игры во второй младшей группе

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход к нестандартным жизненным ситуациям.

Чтобы ребенок использовал роль, как специфический способ построения игры, он должен уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера;

уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог;

уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров;

уметь менять свою игровую роль, в зависимости от развертывающегося сюжета. Все это формируется у детей постепенно.

Воспитатель обязан организовать совместную игру с детьми таким образом, чтобы её центральной составляющей стало именно ролевое поведение.

Следует переключить внимание ребенка с манипуляций с игрушками на взаимодействие с взрослым партнером.

Отвечая на ролевые реплики взрослого и участвуя в инициированном им ролевом диалоге, ребенок "раскроет" условность своей игровой роли, ранее скрытую за действиями с игрушками.

Значимость совместной игры со взрослым проявляется в том, что в последующей свободной самостоятельной игре детей действия с игрушками все больше будут сопровождаться ролевыми диалогами, появится обозначение своей роли для сверстника и ролевое обращение к нему: дети станут охотнее вступать в игровые контакты и развивать ролевое взаимодействие друг с другом.

Игровые сюжеты, которые взрослый разворачивает с детьми данного возраста, должны быть элементарными – одноэпизодными и в основном построенными на парных ролях, тесно связанных по содержанию и смыслу.

Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее название своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Особенности организации игры в средней группе

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в со-соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. При разработке игры необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.

В этом возрасте дети сами создают пространство для игры, и все атрибуты для игры мобильны и находятся в доступности. Педагог распределяет роли таким образом, чтобы исключить конфликты между детьми. Для этого воспитатель использует, например, считалки, а также предоставляет право выбора желаемой роли ребенку.

Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни, и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Вовлечь детей можно по только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.

Особенности организации игры в старшей и подготовительной группе

В этом возрасте ребенок стремится играть вместе со сверстниками, и каждый из них старается воплотить свой достаточно сложный замысел. У детей увеличивается объем знаний об окружающем мире, появляются интересы к разным сторонам жизни.

В старшем возрасте детей нужно научить следующему этапу построения игры, более сложному, который включает в себя: умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры. Такой этап называется сюжетосложение.

Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Это можно увидеть на примере игры-придумывания. Такая игра развивает фантазию и образное мышление, способность слушать партнера, не перебивая. Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию нового. Начинать изменение сказки можно с главного героя, а затем вносить другие изменения.

Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми :

1) развитие игры как деятельности;

2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.

Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.

Библиографический список

Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 112 с

Н. В. Губанова «Развитие игровой деятельности в детском саду» (2-7 лет, М. : «Мозаика-Синтез», 2016 г.

Березенкова Татьяна Валерьевна, Попова Г. П., Кудрявцева Елена Александровна Издательство: Учитель, 2020 г. «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр»

Публикации по теме:

Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОСОрганизация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.

Организация сюжетной игры по ПДД во второй младшей группеОрганизация сюжетной игры по ПДД во второй младшей группе Все, кто работает с дошкольниками, знают, что наша работа сейчас построена на проведении большого количества занятий по ознакомлению, изучению.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация сюжетной игры в детском саду
Опубликовано: 21 июля 2025 в 14:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация сюжетной игры в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Сажина Наталья Викторовна (УИ 3275478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных