МААМ-картинки

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Из опыта работы

Наталья Пестышева
Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Из опыта работы

Пестышева Н. Н.

(Россия, Челябинская обл. ,

г. Катав-Ивановск

МДОУ № 16 «Кораблик»

pestyshewanatalia@yandex.ru)

Организация условий для самостоятельной

поисково-исследовательской деятельности.

Из опыта работы воспитателя МДОУ № 16 «Кораблик».

Публикация «Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, Из опыта работы» размещена в разделах

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Вводимый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) направлен сегодня на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст – время, когда в ребёнке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.

Дошкольное детство – это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшее интеллектуальные усилия.

В настоящее время актуальной задачей является создание в образовательных учреждениях таких педагогических условий по ФГОС, которые будут способствовать полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребёнка. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Дети часто задают вопросы: «Откуда берется гром?», «Что такое град?», «Почему звезды видны только ночью?», «Откуда пауки берут паутину?» и ждут готовых ответов. Я задумалась - как же правильно ответить на детские вопросы и при этом пробудить активность ребёнка, вселить в него уверенность, дать ему почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решения. Всё это возможно при условии развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у детей, но каким образом развить эту деятельность у дошкольников?

Анализ примерной общеобразовательной программы «Детство» в соответствии с ФГОС, под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и других авторов, которая является базовой в нашем детском саду, позволил выявить тот факт, что раздел «Познавательное развитие» не раскрывает в полном объеме становление и развитие самостоятельной экспериментально-исследовательской деятельности детей. Фрагментарность, малый объем дидактических игр и упражнений затрудняет планирование работы по данному разделу.

Исходя из этого, я приняла решение разработать, а затем опробировать и внедрить практический материал к условиям нашего детского сада (создание и наполнение центра экспериментально-поисковой деятельности «Маленькие исследователи», систематизация методико-дидактического комплекса (подбор опытов и создание картотеки, пополнение собственными разработками содержание данного раздела (разработка перспективного плана по опытно - экспериментальной деятельности в соответствии ФГОС, конспектов занятий и др.).

Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мною созданы следующие условия :

отведение специального места под центр экспериментально-поисковой деятельности «Маленькие исследователи», в которой следует разместить различные материалы и оборудование: лупы, мерные емкости, образцы песка, глины, природный, бросовый материал и т. д.);

оборудование места для полочки умныхкниг «Наши помощники». Цель: работа детей с познавательной литературой. Совместно с детьми и родителями подбираем, пополняем полочку детскими энциклопедиями, красочно иллюстрированными детскими журналами, альбомами, книгами;

во время прогулок в процессе наблюдений за природой, а также один из вечеров в неделю посвящаем познавательным мероприятиям, цель которых – расширить и уточнить полученную в процессе непосредственно образовательной деятельности информацию;

оформление картотеки элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно со взрослым.

Ведь опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все то, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником обсуждения.

Картотека представляет собой классифицированные пообразовательной области «Познавательное развитие», карточки-схемы с описанием того или иного опыта, доступного для самостоятельного проведения его ребенком - дошкольником.

Технология самостоятельной поисково-исследовательской детской деятельности заключается в следующем:

1 этап:

Ребенок приступает к поиску нужной ему карточки. Быстрому поиску помогают цветные символы, сделанные в виде картинки, аппликации в правом верхнем углу карточки. Например, опыты, направленные на исследование и проведение экспериментов с природными явлениями, обозначаем картинкой «дерево», с жизнедеятельностью человека – «фигурка человека», воздух – картинка «облако», вода – «капельки дождя», грунт – «квадрат черного цвета» и т. п.

Таким образом, цветные картинки-символы на карточках помогают ребенку быстро сориентироваться в поисках той или иной области познания информации, по которой у ребенка возник вопрос, проявился интерес. Например, в карточках могут содержаться такие вопросы: почему человек храпит? как определить возраст рыбы? узнать, как желтеет газетная бумага? и т. п.

2 этап:

Взяв нужную карточку, ребенок самостоятельно может подготовить все необходимое оборудование и материалы для проведения опыта. Для этого на карточке нарисована картинка, а для читающих детей – напечатан заголовок «Что тебе нужно для опытов». После этапа приготовления необходимого оборудования и материалов, ребенок приступает непосредственно к проведению опытов. Схема проведения опытов изображена на карточке в виде схемы или картинки-аппликации.

Внимание: основные правила безопасного проведения опытов педагог должен заранее обговорить с детьми, можно зарисовать или записать на плакате-памятке «Правила проведения опытов маленьких исследователей». Этот плакат расположить в центре экспериментально-поисковой деятельности на видном месте.

По результатам проведения опытов маленькие исследователи делают выводы в виде записей, а не умеющие пока писать дети свои умозаключения могут представить в виде рисунка. В центре экспериментально-поисковой деятельности, найденные ответы на вопросы с помощью опытов собираются, обсуждаются с детьми. Результаты детских опытов можно оформить в виде индивидуальных альбомов «Открытия маленьких исследователей»созданных самими детьми и хранящихся на полочке умных книг. Дети проводят опыты не одни раз, и могут повторять их совместно с родителями в домашних условиях, что способствует тесному взаимодействию с семьей в вопросах воспитания, образования и развития детей.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что систематизация работы по детскому экспериментированию способствует росту интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности, а также отмечается положительная динамика познавательной активности и любознательности детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание и развитие происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка. Развивающая среда – это комфортность и безопасность обстановки, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможностей для исследования, обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом яи основываю активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. СавенковА. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Курс лекций. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2007.

2. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2.

3. Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, Н. Н. Поддъяков, В. В. Щетинина; Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации. /Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2005.

5. Маневцова, Л. М. Организация элементарной поисковой деятельности как средство формирования познавательной активности. /Л. М. Маневцова. //Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4.

Публикации по теме:

Оформление участков детских садовОформление участков детских садов В этом году все педагоги детских садов постарались в оформлении участков. Я хочу поделиться красотой которую сотворили работники детских.

Проект «Развитие художественного творчества дошкольников посредством работы с бумагой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» Из опыта работы Тема: «Развитие художественного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Из опыта работы
Опубликовано: 9 марта 2015 в 10:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пестышева (УИ 257839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД