Щедрина Людмила Фёдоровна
Оригами для всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста. Мастер-класс «Бабочка» в технике оригами
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребёнком, делал кораблики, самолётики, лягушек, тюльпаны и многое другое из бумаги. Однако не все знали тогда, что это называется оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и дети.
Это искусство древнее. Оно зародилось в Китае и со временем перешло в Японию. В переводе оригами обозначает «складывать бумагу». В прошлом оригами могли заниматься лишь состоятельные японцы, сегодня – это увлекательное и полезное занятие доступно всем.
Публикация «Оригами для всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста, Мастер-класс „Бабочка“ в технике оригами» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. Оригами
- Насекомые. ИЗО, поделки, рисование
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Оригами
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В Европе польза оригами для детей была открыта педагогом и создателем первых детсадов Ф. Фребелем. Он заметил, что складывая поделки из бумаги, дети лучше различают геометрические фигуры. Поэтому он ввел оригами в обязательную программу развития дошкольников. Современную же систему обозначения сложений оригами придумал в середине прошлого века японец А. Есидзава. Благодаря ему теперь весь мир может читать схемы и создавать собственные композиции. И в детском саду оригами, как конструирование из бумаги, получило очень широкое распространение. Это не только интересно, но и полезно для общего развития дошкольника.
Пятилетний возраст для ребёнка считается одним из самых творческих периодов в его жизни. Среди многих видов искусства и ремесла, которые необходимо освоить в это время, лёгкое оригами для деток занимает особое место. Оно способствует развитию интеллекта, формирует уверенность в своих силах и повышает внутреннюю самооценку.
В промежутке между 4 и 5 годами ребёнок самоопределяется, вырабатывает линию поведения по отношению к окружающему миру и накапливает максимум информации. Его возможности растут, он уже свободно владеет многими художественными инструментами: кисточкой, карандашом, мелками, умеет вырезать и клеить на основу простейшие аппликации. Маленький человек хочет быть самостоятельным, проявлять свою индивидуальность, но, в то же время, нуждается в постоянном контакте с родителями, их поддержке, одобрении своих действий. Оригами позволяют реализовать обе эти потребности.
Бумажные фигурки можно складывать всей семьёй, вместе разбираясь в схемах и радуясь полученному результату. Затем с моделями можно устраивать домашние спектакли, что ещё больше сблизит ребёнка с родителями, поможет выстроить тёплые, дружеские отношения.
Древнее искусство складывания фигурок из бумаги не просто доставляет деткам удовольствие, оно способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
В чем развивающая функция искусства оригами?
1. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
2. Оригами развивает у деток способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, развитие речи.
3. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
4. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
5. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
6. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
7. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
8. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, бережное отношение к результатам своего труда.
9. Оригами воспитывает в ребёнке такой навык, как аккуратность. Пока родителям сложно донести до детей, насколько важна чистота рабочего места, обеденного стола, посуды, одежды. Но если небрежно складывать фигурки-оригами, они вообще могут не получиться. Постепенно ребёнок поймёт, что без аккуратности, он не сможет достичь успеха.
10. Оригами воспитывает в ребёнке такой навык, как усидчивость. Усидчивость – это ещё один «камень преткновения» для пятилеток. Многие из них не могут обуздать желание постоянное двигаться, что мешает им в более взрослом возрасте, когда начинается школьное обучение. Так что терпение, способность организовать себя и упорно добиваться успеха, просто необходимо воспитывать заранее. Умение доводить начатое до конца. Ситуация, когда маленький творец бросает на полпути рисунок, фигурку из пластилина или аппликации, знакома родителям. Но в отличие от других видов прикладного искусства, оригами даёт результат только по завершении всех этапов складывания, промежуточных стадий здесь нет. Так что поневоле придётся дисциплинировать себя.
11. Оригами прививает ребёнку желание создавать, а не разрушать. Дети с легко возбудимой нервной системой, могут что-то портить и ломать просто, чтобы разрядиться психологически, дать выход накопившейся отрицательной энергии. Уже доказано, что складывание бумажных фигурок способно снимать стрессы и оказывать успокаивающее воздействие, одновременно симулируя творчество и фантазию. Коммуникативные навыки. Собственно, любой вид совместного рукоделия обучает общению как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Оригами – не исключение. Родителям со своей стороны не стоит слишком опекать маленького мастера, лучше приходить на помощь только после его просьбы. В 4 – 5 лет дети в состоянии самостоятельно разобраться с простой схемой оригами и выполнить все указанные в ней шаги.
12. Оригами, как конструирование из бумаги – это увлекательное занятие для дошкольников. Особую радость ребёнку доставляет момент, когда он видит ощутимый результат своего труда - игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнату. Полученный результат труда поднимает самооценку у ребёнка, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.
13. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия оригами – гарантия всестороннего развития ребёнка и даже успешной подготовки его к школе.
Уникальность оригами заключается в том, что при своей доступности и простоте начального уровня это занятие воспитывает нужные человеку качества и навыки.
Дорогие родители, сегодня я бы хотела представить вам пошаговый процесс создания бабочки. Это достаточно простая поделка из бумаги в технике оригами, которая доступна для деток 4-6 лет. Помогите им на первых порах. Это ещё и совместное творчество.
Итак, начнём.
1. Нам понадобится квадратный лист бумаги. У меня обычный белый лист. Для деток лучше взять цветную бумагу. Если лист формата А4, не трудно сделать из него квадратный с помощью ножниц.
2. Складываем лист пополам так, чтобы стороны квадрата совпадали. Сгибаем и хорошо проглаживаем пальцами сгиб.
3. Открываем наш квадрат и снова складываем пополам, другими сторонами. Сгибаем и хорошенько проглаживаем пальцами.
4. Раскрываем наш квадратный лист и получаем вот такие сгибы.
5. Теперь складываем наш лист по диагонали в виде треугольника, чтобы стороны совпадали. Сгибаем и хорошенько проглаживаем сгиб.
6. Разворачиваем наш квадрат и снова сгибаем по диагонали, в противоположном направлении. Сгибаем и хорошенько проглаживаем сгиб.
7. Разворачиваем наш квадрат и получаем вот такие сгибы. Внутри изгибов получилась вот такая снежинка.
8. Теперь самый важный момент. Мы берём наш квадрат и складываем из него треугольник.
9. Вот что у нас должно получиться.
10. Кладем перед собой наш треугольник. Тянем край треугольника к середине, к линии сгиба. Хорошенько проглаживаем пальцами. И тоже самое делаем с другим краем треугольника.
11. Переворачиваем нашу будущую бабочку. Нижний уголок тянем к верхней стороне так, чтобы он выступал за пределы этой стороны.
12. И загибаем его, как это показано на фото.
13. Придаём форму нашей бабочке.
14. И вот наша бабочка готова к полёту)
Дорогие родители, приобщайте своих деток к искусству оригами! Скоро лето. Создайте вместе с детками летних бабочек. И во время вашей совместной прогулки можете выпустить их на волю. :)
Творите вместе с вашими детками! Оригами полезно, увлекательно и поднимает настроение!