Алеся Назарова
Основные компоненты цифровой образовательной среды ДОО
Основные компоненты цифровой образовательной среды ДОО
Сегодня невозможно представить детский сад без современных технических средств и компьютерных технологий. Педагоги организуют деятельность детей с использованием мульти-медиапроекторов, компьютеров. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств : сайт детского сада, Viber, WhatsApp и др.
Публикация «Основные компоненты цифровой образовательной среды ДОО» размещена в разделах
В современном мире трудно найти человека, который бы не сталкивался с цифровой средой в профессиональной деятельности либо в повседневной жизни.
Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотноситься в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Данные технологии рассматриваются как среда существования, которая открывает новые возможности: обучения в любое время, непрерывное образование, возможность проектировать образовательные маршруты и т. д. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Образовательная сфера подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения цифровых технологий. Цифровизация создает условия для обмена опытом и знаниями, что позволяет принимать более эффективные решения по различным направлениям.
Система образования становится более открытой и доступной. Данные формы работы более привлекательны для современных родителей.
Для родителей это:
— расширение образовательных возможностей ребенка;
— повышение прозрачности образовательного процесса;
— облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для ДОО:
— повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационные технологии;
— расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
— сближение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Основными компонентами цифровой образовательной среды являются : официальный сайт ДОО, электронная почта, система электронного документооборота, система дистанционного обучения, корпоративный портал, система поддержки пользователей компьютерной техники и электронный табель.
1. Официальный сайт ДОО обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. С помощью сайта можно решить ряд задач, среди которых :
• организация эффективного социального партнерства;
• педагогическое просвещение родителей – размещение полезных материалов, ссылок;
• полноценное обеспечение принципа информационной открытости, доступ к информации о направлениях деятельности, программах, лицензиях и грамотах;
• сообщение о новостях и мероприятиях, фотоотчеты;
• общение родителей со специалистами;
• размещение вакансий;
• взаимодействие с родителями в электронном виде – возможность подачи заявлений, отправки каких-либо отчетов и других сведений.
Наличие официального сайта стало необходимостью. Это говорит о том, что садик современный, прогрессивный, соответствующий текущим стандартам.
2. Электронная почта обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. Электронная почта в ДОУ может использоваться только в административных и образовательных целях.
3. Система электронного документооборота обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.
4. Система дистанционного обучения обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей, педагогических работников, в том числе, в рамках дистанционного образования.
Главная цель дистанционного образования – предоставить каждому ребенку возможность получения образования на дому в удобное для него время и в удобном для него темпе.
Дистанционное обучение может использоваться как для изучения всего курса (например, при введении карантина в ДОУ, так и для освоения отдельных разделов.
Организация дистанционного образования в ДОУ имеет свои особенности:
• Наличие у ребенка мотивации к получению новых знаний. Задача педагога и родителя – вместе создать такие условия для обучения, которые поспособствуют заинтересованности ребенка в знаниях.
• Дистанционное образование подразумевает самостоятельную работу в процессе обучения. Для ребенка дошкольного возраста это сложно, требуется постоянная помощь родителя.
5. Корпоративный портал обеспечивает формирование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)-компетенции педагогов ДОО.
6. Система поддержки пользователей компьютерной техники обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса.
7. Электронный табель обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения.
В современном обществе сетевые электронные ресурсы — это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания.
Сетевые сообщества педагогов позволяют находить необходимые методические разработки, размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом. Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания. Использование мессенджеров и Интернет-сайтов ДОО, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанников, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты-все это помогает более тесно общаться педагогам и родителями, вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками образовательного процесса.
Применение цифровых технологий обеспечивает такие условия, при которых все участники образовательных отношений (педагог, ребенок, родитель) с помощью мобильного телефона, ноутбука или планшета могут двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию.
Формирование цифровой образовательной среды в каждой образовательной организации-процесс уникальный и должен учитывать множество факторов, от материально-технических до кадровых.