Получи документы

Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Ирина Вячеславовна Щудрина
Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Законом устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом образовательной организации данного документа.

Публикация «Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а, следовательно, и требования к составлению рабочей программы педагога.

Педагогический коллектив нашей дошкольной образовательной организации (ДОО) создал свою модель рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО.

Приступая к составлению рабочей программы, учительлогопед не только учитывает ее структуру и проектирует этапы реализации, но и:

анализирует собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования;

определяет направленность рабочей программы, ее назначение и функции;

выбирает форму предъявления содержания рабочей программы, учитывая коррекционно – развивающие технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;

представляет прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.

Кроме того, учитель – логопед учитывает :

содержание адаптированной основной образовательной программы ДОО;

материально-технический и методический комплекты обеспечения программы;

систему используемых технологий и методик;

особенности содержания коррекционно – развивающей работы с детьми, предусматривающей различные организационные формы.

Необходимо отметить, что рабочая программа не может быть универсальной на все года и на все возрастные группы, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая возрастная группа имеет свою специфику развивающей среды. Рабочая программа может быть составлена только после проведения исследования состояния общего и речевого развития детей, сбора анамнеза и материалов о семьях воспитанников в начале учебного года. Следовательно, рабочая программа учителя – логопеда — это конкретизация его работы на данный возраст детей, она учитывает специфику детей группы компенсирующей направленности и составляется на один учебный год.

Остановимся подробнее на примерной структуре рабочей программы учителя – логопеда МДОУ № 23.

Как и основная образовательная программа ДОО, рабочая программа учителя – логопеда включает титульный лист, содержание рабочей программы, три основных раздела : целевой, содержательный и организационный.

На титульном листе указываются полное наименование образовательной организации, название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей, грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города, год составления программы.

Лист содержания отражает основные разделы и подразделы программы с указанием страниц.

Следующий структурный элемент рабочей программы – целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает актуальность реализации содержания рабочей программы, её цели и задачи в соответствии с ФГОС ДО, основные принципы, а также значимые для разработки и реализации программы характеристики особенностей развития детей с речевой патологией – психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенности детей с недоразвитием речи, оценка здоровья детей группы.

Планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Обязательным пунктом в рабочей программе является перечень нормативных документов, на основании которых учитель – логопед осуществляет свою деятельность.

Особое внимание раздела уделено оценке индивидуального развития воспитанников. Согласно п, 3.2.3. ФГОС ДО «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей … в рамках педагогической диагностики». Таким образом, в рабочей программе представлен перечень используемых диагностических методик с указанием периода и цели проведения диагностики. Итогом проведения логопедической диагностики должны стать индивидуальные планы коррекционной работы на каждого ребёнка группы.

Содержательный раздел представляет общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и раскрывает особенности организации коррекционно – образовательного процесса.

Например, такие как:

а) планирование коррекционно – развивающей работы по периодам обучения;

б) содержание коррекционно – развивающей деятельности согласно комплексно-тематическому планированию по пяти образовательным областям;

в) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;

г) особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников и с воспитателями.

Организационный раздел содержит информацию о парциальных программах, специальных методиках, технологиях, наглядных дидактических пособиях, технических средствах обучения, включает в себя перечень методической литературы, используемой учителем – логопедом в работе с детьми, режим дня, график работы, расписание работы учителя – логопеда. Отдельно указываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Рабочая программа учителя – логопеда позволяет составить целостную систему работы и добиться полной согласованности перспективного и календарного планирования работы педагогов группы компенсирующей направленности. В зависимости от того, насколько грамотно учитель – логопед сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать коррекционно – развивающий процесс, зависит результат коррекционной работы в целом.

Список литературы:

1. Нищева Н. В. Планирование коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя – логопеда : учебно – методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Познавательный потенциал экологического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности.

Изменение содержания (условий) рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Трудности и пути решения Совершенствование основной общеобразовательной программы, как средство повышения качества образования. Изменение содержания (условий) рабочей.

Как строить общение с детьми в соответствии с требованиями ФГОС??? Введение ФГОС в дошкольном возрасте – актуально на сегодняшний день как никогда. В чём же состоит задача воспитателя, исходя из современных.

Конспект НОД учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС по пересказу рассказа «Пришла весна» в старшей группе Конспект НОД логопеда в соответствии с требованиями ФГОС в старшей группе для детей с ОНР комбинированной направленности. Пересказ текста.

Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Подготовила учитель-логопед Еловикова.

Наполнение «Уголка безопасности» группы в соответствии с требованиями ФГОСНаполнение «Уголка безопасности» группы в соответствии с требованиями ФГОС Образовательная область:социально - коммуникативное развитие. Основные цели и задачи:Формирование первичных представлений о безопасном поведении.

Организация взаимодействия ДОО с родителями в соответствии с требованиями ФГОС Организация взаимодействия ДОО с родителями в соответствии с требованиями ФГОС. Слайд 1: «Организация взаимодействия ДОО с родителями в.

Основные подходы к квест-технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС «Основные подходы к Квест - технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО». ЦЕЛЬ: оказание.

Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до.Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения Слайд 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 13:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД