Дёмина Ольга
Основные положения по патриотическому воспитанию дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Основные положения по патриотическому воспитанию дошкольников.
В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.
2слайд Закон Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:
Публикация «Основные положения по патриотическому воспитанию дошкольников,» размещена в разделах
- Конституция Российской Федерации.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. К патриотическому воспитанию детей надо приступать уже тогда, когда малыш начинает осмысленно смотреть на окружающий мир и произносить свои первые слова. Только так можно научить человека по-настоящему любить свою Родину. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. В детском саду дети получают знания о своем ближайшем окружении, о своей семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким. Важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Поступая в первый класс, ребенок уже должен иметь представления о том, где он живет, о российской национальной символике, о столице, о населении страны, располагать элементарными географическими сведениями, знать и понимать, чем может гордиться гражданин великой державы. Родителям необходимо посещать с детьми музеи, театры, концерты, читать им произведения российских писателей, рассказывать о природе родного края. И когда дети вырастут, они станут не просто жителями, а настоящими патриотами своей страны. Все эти темы освещаются в главном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации, которая была принята 20 лет назад – 12 декабря 1993 года.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
• совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;
• формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
• внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
• повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания.
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
Дни воинской славы России
В Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы России:
23 февраля - День защитника Отечества;
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов (1945 год);
4 ноября - День народного единства.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г. - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г. В нем говорится о:
- создании мемориальных музеев и сооружении на местах боевых действий памятных знаков;
- публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;
3 слайд- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
В ней говорится об:
• исторической преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
• воспитании патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
• разностороннем и своевременном развитии детей и молодежи, формировании навыков самообразования и самореализации личности;
• формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
• развитии отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
• экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
4 слайд. Патриотизм. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
5 слайд. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
6 слайд. Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7 слайд. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).
8 слайд. Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:
- воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;
- уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.