МААМ-картинки

Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы

Татьяна Максимова
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы

Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы.

Воспитание звуковой культуры речи. Основная задача – дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. В специальных упражнениях, детям предлагают для дифференцирования пары звуков: (с)- (з, (с) – (ц, (ш) – (ж, (Ч') – (Щ', (с) – (щ, (з) – (ж, (ц) – (ч'(л) – (р, т. е. упражняют в различении свистящих, шипящих и сонорных, а также твердых и мягких звуков, изолированных, в словах, во фразовой речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение. При этом ребенок должен изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания. Детям предлагают произносить придуманные ими скороговорки или двустишия не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости и с разной скоростью. Специальные упражнения побуждают дошкольников пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение требуется для построения связного высказывания.

Публикация «Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы» размещена в разделах

Словарная работа. На этом возрастном этапе продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяют развитию умения обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, широко используются загадки и описания предметов. Большое место занимает работа над смысловой стороной слова, расширением запаса синонимов и антонимов, формированием умения употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Работа с синонимами способствует осознанию ребенком возможности подбирать разные слова со сходным значением, формирует умение использовать их в речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к указанному словосочетанию, дети учатся точно в зависимости от контекста употреблять слова. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий, ребенок осознает оттенки значений глаголов. В старшей группе дети учатся различать значения слов, отражающих характер движения (бежать – мчатся, или значения прилагательных оценочного характера (старый – дряхлый). Важное место занимает работа над антонимами, в процессе которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству. Они выполняют задания на подбор слов, противоположных по смыслу, к словосочетаниям или на придумывание концовки к предложениям.

Формирование грамматического строя речи. Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает трудности: согласованию прилагательных и существительных, образованию трудных форм глагола в повелительном наклонении. Развивают умения из ряда слов выбирать словообразовательные пары, образовывать слова по образцу. Задачи речевой работы – научить образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значениях слов (береза – березка – березонька, формировать умение различать смысловые оттенки глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший, точно и уместно использовать эти слова в высказываниях разного типа, догадываться о значении незнакомого слова (Почему шапку называют ушанкой). Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – построению не только простых распространенных, но и сложных предложений разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений.

Развитие связной речи. При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий. Составление рассказа по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи. Детей учат сочинять рассказы из их личного опыта как описательные и повествовательные, так и контаминированные (смешанные). В процессе работы у дошкольников формируют элементарные представления о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие его целостность. Необходимо научить ребенка осмысливать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности и завершать его. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель – круг, разделенный на три части: зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец, по которой дети будут самостоятельно составлять текст. При этом особое внимание необходимо уделять формированию у ребенка навыков контроля за собственной речью путем её прослушивания в магнитофонной записи.

Развитие коммуникативных умений. Старший дошкольник должен легко входить в контакт с детьми и педагогом, быть активным и доброжелательным в общении; слушать и понимать речь собеседника, в общении проявлять уважение к взрослому. Необходимым условием развития коммуникативных умений являются общение с учетом ситуации, ориентировка на собеседника. Ребенок может поддерживать тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, ответить на вопросы. Важно научить детей адекватно использовать невербальные средства общения (жесты, мимику, регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра по развитию речи для детей старшей группы «В гостях у Винни-Пуха» Дидактические задачи: Создавать условия для формирования умения подбирать рифму, сочинять двустишия, четверостишия. Формировать умение использовать.

Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы Упражнение «Путаница» Из каких слов образовались: ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла ЧЕСЛУК.

Конспект НОД по развитию речи «Зимняя одежда» для старшей разновозрастной группыКонспект НОД по развитию речи «Зимняя одежда» для старшей разновозрастной группы Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально-коммуникативная, физическая. Цель: развивать связную речь, расширять.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

НОД по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной группы «Путешествие в Цветочный город» Представляю вашему вниманию НОД с элементами координации речи и движения по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы
Опубликовано: 14 мая 2020 в 20:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД