Приложение МААМ

Особенности физического развития детей 2–3 лет

Татьяна Мазанова
Особенности физического развития детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

Ранний дошкольный возраст (с 2 до 3 лет)особый период в жизни ребенка, время становления всех органов и систем. Именно в этом возрасте мозг достигает 80 % своего развития, происходит становление наглядно-действенного мышления, активно развиваются опорно-мышечный аппарат, все физиологические системы организма и психика.

Публикация «Особенности физического развития детей 2–3 лет» размещена в разделах

На третьем году жизни ребенок может прибавлять в весе от 2,5 до 3 кг, а его рост увеличивается на 7–8 см. К концу года рост может составлять от 99 до 101 см, а вес — от 14 до 16 кг. Ребенок меняется и внешне. Исчезает округлость тела, ноги становятся длиннее. Время бодрствования увеличивается до 6–6,5 часа. Однако надо помнить, что нервная система ребенка еще не отличается выносливостью, поэтому он быстро утомляется.

В раннем возрасте дети активны и подвижны вне зависимости от пола. В 2-3 года малыш может целый день, без остановки ходить. Бегать, играть с мячом, подпрыгивать и т. п. Не устаёт потому, что всё время меняет характер, темп движения. Организация условий для проявления движений активности маленьких непосед остаётся один из основных направлений в их развитии. Дети реализуют естественную потребность в перемещении, в то же время движения малышей служит условием познания, приобретения нового опыта и новых впечатлений, набирает силу самостоятельность и уверенность в умении управлять своим телом. Ребёнок раннего возраста пытается экспериментировать, осваивая различные способы передвижения. Поэтому так важно создавать предметно – развивающую среду, где есть возможность двигаться много и разносторонне: на полу, управляя игрушками, взбираться на лесенку – стремянку, горку, упражняться в играх с различными материалами – стоя, сидя, лёжа.

Ребенок много двигается, но от однообразных движений быстро устает, он не может также длительное время сохранять неподвижность. Необходимо учитывать и такие возрастные особенности детей этого возраста, как легкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры. Исходя из этого, некоторые движения детям вредны. Нельзя, например, предлагать им висеть на руках, прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же движений.

Особенности общей и мелкой моторики: на 3-м году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, совершенствуется пяточно-пальцевой навык ходьбы. По мере того, как этот навык приобретает черты автоматизма, ребенку уже не требуется широко расставлять ноги для сохранения равновесия, и он может использовать достаточно узкую "базу" для шага. Это в свою очередь, ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Однако малыш пока испытывает некоторые затруднения при быстрых поворотах тела, потому что его вес еще неравномерно распределяется на различные отделы стоп. Вместе с тем ребенок уже сохраняет устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую, благодаря чему подъем и спуск с лестницы становятся все более совершенными. Равновесие развивается, и ребенок поначалу недолго может стоять на одной ноге. Пройдет совсем немного времени — и вот он уже способен бить ногой по мячу, даже если ему предварительно и не показывали этого движения.

Умение перемещать центр тяжести и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения — перешагивание через низкие предметы.

Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, в которых нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не может спрыгивать со ступенек, так как у него пока не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого возраста может прыгать, только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед.

Ребенок начинает строить башни из 7 и более кубиков, а также располагать кубики в ряд в горизонтальной плоскости — построение поезда, забора и т. д., пытается сложить бумагу по вертикали, для чего требуются хорошо координированные двусторонние движения.

С развитием дифференцируемых и контролируемых движений в лучезапястном суставе ребенок получает возможность одновременно действовать обеими руками, но по-разному. Например, когда малыш рвет бумагу, одна его рука тянет лист по направлению к телу, а другая то же делает в противоположную сторону. Однако процесс одновременного движения рук в разные стороны в этом возрасте еще недостаточно совершенен.

Увеличение силы мышц пальцев позволяет ребенку пользоваться в игре прищепками для белья. Малыш уже способен резать бумагу ножницами, если ему помочь надеть ножницы на пальцы.

В 2,5 года ребенок в состоянии приспосабливать двигательные навыки к различным условиям. Это можно наблюдать, когда он, играя, ходит на цыпочках, переступает одновременно через 2 предмета на полу, идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, а другую на пол. При спуске с лестницы он попеременно выносит вперед то одну, то другую ногу и спускается довольно легко, держась за перила.

К концу 3-го года жизни координация движений у ребенка уже достаточно развита. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. Например, малыш может лазать по шведской лестнице, кататься на маленьком трехколесном велосипеде. Он уже может произвольно начать и прекратить движение, обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать какой-нибудь предмет. При ходьбе вверх по лестнице он ставит ноги попеременно на каждую ступеньку и сохраняет равновесие, не держась за перила. Однако если он спускается по лестнице без поддержки, то идет приставным шагом.

Во время игры 3-летний ребенок все еще пользуется преимущественно одной рукой (ведущей, наиболее часто — правой. Большинство действий он начинает одной рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует.

В 3 года малыш осваивает достаточно тонкое манипулирование предметами: он может нанизывать бусы, застегивать "молнию" на одежде, делает попытки расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант. Кроме этих довольно сложных манипулятивных действий малыш начинает овладевать навыками одевания и раздевания.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что третий год жизни — это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук, пальцев и ног, дети могут на ходу манипулировать предметами, активно развивается мелкая моторика.

Благодаря интенсивному развитию двигательных функций ребенок к 3 годам уже владеет способами употребления многих предметов, а также начальными навыками самообслуживания.

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ВОСПИТАТЕЛЕМ ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Для раскрытия содержания данного параграфа за основу взята примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией И. А. Лыковой и Л. Г. Петерсон. В выбранной программе в области «физическое развитие» для первой младшей (3й год жизни) группы детского сада задачи формулируются и раскрываются следующим образом:

Программные задачи:

Создавать условия для инициативной двигательной активности в помещении и на улице.

Содействовать накоплению двигательного опыта, развитию основных видов движений (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).

Создавать условия для формирования у детей интереса, положительных эмоций, потребности в движениях, активность и самостоятельность в их выполнении.

Укреплять здоровье ребенка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы.

Развивать культурно-гигиенические навыки.

Побуждать к соблюдению опрятности и чистоты, вызывать и поддерживать у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства; поощрять за желание и умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.

Учить различать и называть органы чувств, дать элементарное представление об их роли в организме, необходимости бережно и регулярно ухаживать за ними.

Содействовать освоению элементарных сведений о человеческом организме, его физическом и психическом состоянии (здоровый, больной, веселый, грустный, устал).

Вызывать положительное отношение к режиму дня (приему пищи, сну, прогулке и др.).

С детьми третьего года жизни физкультурно-оздоровительные занятия воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подгруппами 2–3 раза в неделю в групповом помещении или в физкультурном зале. Возможный диапазон движений (упражнений) :

упражнения в ходьбе и равновесии: ходьба стайкой за воспитателем в одном направлении; ходьба стайкой в разных направлениях за воспитателем к зрительным ориентирам, расположенным в разных местах комнаты или участка; самостоятельная ходьба стайкой к зрительному ориентиру по совместной инструкции («Идем в гости к кукле Маше» — расстояние не менее 10 м); ходьба стайкой на носочках (1–1,5–2 м, в чередовании с обычной ходьбой, «Вот какие мы большие» — ходьба обычным шагом; ходьба стайкой в разных направлениях за воспитателем, к зрительным ориентирам, расположенным в разных местах комнаты или участка; ходьба в колонне по одному со сменой направления; в колонне по одному за воспитателем со сменой темпа; в колонне по одному в сочетании с движением рук (самолеты, птицы) — расстояние не менее 15–20 м. ; ходьба с перешагиванием предметов (8–10 предметов высотой от 10 до 25–30 см); ходьба парами.

Упражнения в бросании, катании и ловле мяча. Отталкивание мяча, подвешенного в сетке, одной, двумя руками. Катание мяча взрослому и ловля. Прокатывание мяча по дорожке (длина 2–2,5 м, ширина 35 см); в ворота (расстояние до ворот 1,5–2 м, ширина ворот не менее 50 см). Бросание мяча вперед и бег за ним; перебрасывание мяча через сетку, через веревку (сетка, веревка подвешивается на уровне вытянутой руки ребенка). Подбрасывание мяча вверх и попытка поймать его; бросание мяча об пол и ловля; бросание мяча в горизонтальную цель (расстояние до цели 0,5–1м–1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем.

Упражнения в лазанье, ползании. Ползание на четвереньках в одном направлении к зрительному ориентиру (расстояние от 2 до 3 м); ползание в разных направлениях к зрительным ориентирам (3–4 крупные игрушки размещаются в разных местах групповой комнаты или зала); по ограниченной поверхности ( используются: обычная дорожка, длина 2–2,5 м, ширина 35 см; извилистая дорожка, длина 2–2,5 м, ширина 35 см; мягкая дорожка, длина 2 м, ширина 35–40 см); между предметами (4–6 крупных предметов размещаются на расстоянии 50 см друг от друга).

Упражнения в прыжках. Подпрыгивание на месте, держась за обе руки

взрослого. Прыжки на месте без опоры; вокруг обруча («Зайчик прыгает вокруг обруча»); впрыгивание в обруч. Прыжки в длину («Перепрыгнем через ручеек» — ширина ручейка от 15 до 35 см); между предметами, огибая их («Зайчик прыгает между пенечками» — 5–6 больших кубиков размещаются на расстоянии 40 см друг от друга); спрыгивание с предметов (высота предметов 10–15 см).

Упражнения в беге. Бег стайкой за воспитателем в одном и разных направлениях (расстояние от 8–10 м до 30 м); стайкой от воспитателя; стайкой за воспитателем в разном темпе. Бег в колонне друг за другом, по кругу друг

за другом, по кругу, взявшись за руки. Бег со сменой направления по сигналу взрослого, бег с остановкой на сигнал (звуковой, зрительный) — расстояние 30 м. Бег по дорожкам: извилистой, мягкой; между предметами (предметы располагаются на расстоянии 50–60 см. Всего 5–6 крупных предметов). Непрерывный бег 30–40 секунд. Бег имитационный (как мышки, как лошадки и т. п.).

Содержание работы в процессе проведения режимных моментов:

Кормление. Создавать условия для развития самостоятельности во время еды. Поощрять малыша за самостоятельность и аккуратность. Привлекать ребенка к участию в организации питания (поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т. п.). Поощрять за умение тщательно и бесшумно пережевывать пищу, желание полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи, пользоваться салфеткой по мере необходимости в процессе еды и по окончании.

Умывание. Формировать у ребенка культурно-гигиенические навыки при умывании: намыливать руки мылом и мыть их круговыми движениями; аккуратно стряхивать капельки воды с рук в раковину, не разбрызгивая; вытирать насухо руки и лицо личным полотенцем.

Воздушные процедуры: воздушные ванны при частичном обнажении тела ребенка (до трусиков) при переодевании, после дневного и ночного сна, во время массажа и гимнастики при температуре воздуха +22 °С. Длительность процедуры от 5–6 минут 11 минут к концу года.

Педагог использует режимные моменты для общего развития ребенка, его позитивной самооценки, гуманных отношений с близкими взрослыми и сверстниками.

Обеспечение безопасности — важнейшая задача, которую продолжают решать взрослые. При спуске по лестнице не перешагивать через ступеньки, не трогать (не толкать) других ребят. При ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги. Не брать в руки острые предметы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что педагог ясельной группы (2-3года) в области «Физическое развитие» содействует:

сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;

воспитанию культурно-гигиенических навыков;

развитию физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта;

положительному отношению к режиму дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенной работе, можно сделать вывод, что физическое развитие детей является одним из приоритетных направлений работы воспитателя ясельной группы детского сада. Ведь ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в раннем дошкольном возрасте. В период 2-3 года у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Ученые доказали, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в возрасте 2 3 лет. Именно поэтому на педагогах-дошкольниках лежит огромная ответственность, ведь если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

Абросимова Л. И., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей. М., 1989г.

Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет», Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. М. : АРКТИ, 2006. 3-е изд., испр. и доп.

Мещерякова Е. А., Воронина Н. М. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. №13.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»/ Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. 2 изд-е, перераб. и доп. Электронный ресурс: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Mir-otkrytii.pdf4.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Центр педагогического образования, 2014.

Публикации по теме:

Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости»Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости» В физкультурных уголках есть огромное разнообразие различных спортивных пособий, а я хочу познакомить Вас с "Лестницей ловкости" которая.

«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей В нашем детском саду когда-то был действующий бассейн, но, к сожалению, внутренняя его часть стала аварийной и в данный момент используется.

Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет)Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детейИспользование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Нетрадиционное оборудование для физического развития в ДОУНетрадиционное оборудование для физического развития в ДОУ В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности физического развития детей 2–3 лет
Опубликовано: 31 октября 2021 в 21:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности физического развития детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мазанова (УИ 2074884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД