Получи документы

Особенности когнитивных функций детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС

Мария Гомбалевская
Особенности когнитивных функций детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС

Цель: изучить особенности высших психических функций у детей 6-7-ми летнего возраста с последствиями перинатального гипоксического поражения центральной нервной системы [1].

Материалы и методы: в обследовании приняли участие 56 детей в возрасте 6-7 лет. В состав основной группы вошли 30 детей (19 мальчиков, 11 девочек) для которых характерны отягощенный пери- и постнатальный анамнез; наличие последствий перинатального поражения ЦНС в виде минимальной мозговой дисфункции (ММД). Группу сравнения составили 26 детей (12 мальчиков 13 девочек, у которых при наличии отягощенного перинатального анамнеза отсутствовали признаки последствий перинатального поражения центральной нервной системы в виде ММД [1].

Публикация «Особенности когнитивных функций детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС» размещена в разделах

При оценке когнитивных функций нами изучались: зрительное восприятие; слуховое восприятие (восприятие природных и бытовых шумов, восприятие ритмов, воспроизведение ритмов); внимание; память (зрительная и слухоречевая); мышление; речь (понимание логико - грамматических конструкций,звукопроизношение, сенсомоторный уровень развития речи, слоговая структура слова, фонематический слух).

Для оценки изучаемых параметров были применены психологические, нейропсихологические,инструментальные и статистические методы исследования [1].

Результаты: у респондентов основной группы показатели по всем исследуемым параметрам были достоверно ниже, чем у детей группы сравнения. Так, зрительное восприятие (0,266±0,028 и 8,192±1,132; p<0,05, слуховое восприятие (1,633±0,033 и 5,230±1,159; p<0,05, внимание (3,000±0,870 и 7,923±2,096; p<0,05, слухоречевая память (0,633±0,049 и 4,530±0,651; p<0,05, зрительная память (0,400±0,020 и 2,576±0,856; p<0,05, речевое развитие (0,466±0,024 и 4,884±0,325; p<0,05, мышление (0,433±0,020 и 0,865±0,022; p<0,05) [1].

Анализ особенностей зрительного восприятия показал, что в основной группе имели место нарушения зрительного восприятия в форме предметной агнозии. Кроме того, у детей основной группы при выполнении специальных зрительных задач (распознавании наложенных, недорисованных, перечеркнутых изображений) имели место нарушения интегрального восприятия целостных зрительных комплексов, невозможность объединить отдельные впечатления в целостные образы [1].

У детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС также были отмечены нарушения слухового восприятия, которые проявлялись в виде неспособности определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов, путании предъявляемых стимулов с близкими по звучанию, невозможности правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух, не способности определить на слух количество звуков и силу удара [1].

Анализируя особенности внимания у детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС, было выявлено наличие нарушений как произвольных форм внимания в самых различных видах психической деятельности, так и усиление патологических непроизвольных форм внимания [1].

Результаты исследования слухоречевой и зрительной памяти в основной группе позволили выявить нарушения модально-специфической (слухоречевой и зрительной) памяти в виде сужения ее объема, снижения продуктивности мнестической функции, слабого развития процесса сохранения поступающей информации [1].

Кроме того, у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС выявлены нарушения речевой функции в виде недостаточной сформированности автоматизированной, дезавтоматизированной, спонтанной и повторной речи, наличия полиморфных нарушений звукопроизношения, затруднений перспективы конструирования пространственно - временных связей и выявления логических отношений [1].

При исследовании мыслительной сферы было установлено, что у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС страдает оптико - пространственный анализ и синтез, и, как следствие, нарушаются наглядно-образные, конструктивные формы мышления, а также вербально-логические операции, основанные на понимании «квазипространственных» отношений. Кроме того, у таких детей нарушается сама структура интеллектуальной деятельности [1].В свою очередь, у респондентов группы сравнения исследуемые параметры соответствуют возрастному критерию нормы [1].

Выводы: гипоксические перинатальные поражения ЦНС оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, что выражается в несформированности процессов восприятия (зрительное, слуховое, внимания, памяти (слухоречевой, зрительной, речи, мышления у детей 6-7-ми летнего возраста, следствием чего может стать снижение школьной успеваемости и социальная дезадаптация.

Литература:

1. Гомбалевская М. С. Психологические особенности детей с последствиями перинатального гипоксического поражения центральной нервной системы. : Дисс. канд. психол. Наук. – Санкт-Петербург, 2012.

Публикации по теме:

«Пасхальный кулич»«Пасхальный кулич» Группа раннего возраста. "Пасхальный кулич"-совместная творческая работа детей и родителей,выполненная из бумаги,клея и гуаши. Подобная совместная.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности когнитивных функций детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС
Опубликовано: 29 июля 2014 в 19:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД