Наталья Чудинова
Особенности коми сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции коми народа имеют глубокие корни, что ярко выражено в языке, фольклоре, прикладном искусстве. Фольклор коми дает представление об основных этических и моральных нормах народа. Большое значение он имеет в воспитании детей и их социализации. Легенды и сказания помогают постигать не только историю своего народа, но и секреты мышления, многовековые сокровенные чаяния народа.
Публикация «Особенности коми сказок» размещена в разделах
В сюжетах сказок коми народа очень доступно, понятно для ребёнка отражается характер народа, его национальные традиции, нравственные качества, отношение к добру и злу. Например, в коми сказках «Марпида-царевна», «Гундыр», «Солдат, скупой мужик и злой царь», «Яг-морт» и др. сопоставляются добро и зло; в сказках «Фома», «Тридцать женихов», «Ёма и две сестры» и др. сравниваются трудолюбие и лень, раскрываются жадность, расплата за труд и лень и пр.
Выраженная в загадках поэтизация природы и самого человека говорит о том, что коми с давних пор в результатах своей работы видели красоту. Прекрасным было для них и то, что окружало их, и то, что было ими создано.
Коми этнограф В. П. Налимов отмечал природную доброту и впечатлительность коми народа, легко поддающегося обаянию природы. Традиционная духовная культура обеспечивала успешное воспроизводство народной культуры в целом во всем ее многообразии. Жизненный опыт показывает, что культура духовная обладает большей стабильностью, чем культура материальная, и все более определяет этническое самосознание.
Следует подчеркнуть глубокое и разностороннее русское культурное влияние на традиционную культуру коми. Очень богат и разнообразен сказочный фольклор коми. «Несомненно под русским влиянием в коми сказках появился многоголовый летающий змей, заменивший традиционное чудовище Гундыра – то ли медведя, то ли хозяина леса в образе медведя. Под тем же влиянием хозяйка лесных зверей Ёма приобрела черты русской Бабы –Яги. В сказках обоих народов много общих сюжетов, типична в жанре бытовой сказки социальная направленность против попов, богатых, жадных, распространены сказки о хитром солдате и т. п.»
Писатель Арсеньев так отзывался о коми : «Если бы можно и нужно было писать историю зырян, их культуры, то надо бы было писать историю их охоты». Охота у коми, как и у многих народов Севера, являлась основным источником существования, сферой развития материальной и духовной культуры, самобытности и неповторимости народа.
Исследователь коми края В. А. Русанов, рассматривая влияние охоты на формирование характера, стиля жизни коми, отмечал, что влияние охоты на воображение коми и на его поэтические струны огромно. Это подчёркивает сказание о Пере-богатыре, охотнике, любимейшем герое коми фольклора. Какое впечатление производит лес, видно из того, с какой любовью относится коми народ к нему и к его особенностям, какое обилие названий имеется для этих особенностей леса. Так, например, возвышенное ровное место, покрытое лесом, называется пармой возвышенное место, где растут сосны - дав. Все это свидетельствует о чрезвычайном внимании зырянина к жизни леса. Олицетворением лесной стихии являлся "ворса" - хозяин леса, причем каждый лес имел своего "ворса", внешний вид которого, по представлениям коми-зырян, мог быть различным. Для коми лес не был враждебной стихией, это был его кормилец, родной дом. Поэтому, в отличие от русского лешего,"ворса" мыслился не как злой дух, внушающий страх и трепет, а как покровитель охоты. Сказкам коми свойственна исключительность героев, красочность описаний и характеристик.
Известный публицист XIX в Н. Надеждин в петербургском альманахе "Утренняя звезда" в 1839 г. писал о коми эпической поэзии : "Какая простота, какая живопись, какая музыка!".
Неиссякаемый источник коми сказок, вводит ребёнка в более широкий мир деятельности человека, раскрывает жизнь народа, его культуру в новых для него чертах и образах.
Сегодня проблема изучения и развития духовной культуры народов является актуальной и чрезвычайно важной не только в культурологическом, но и в политическом плане. Чем больше утрачивает современный человек национальные корни и национальный образ своей культуры, тем легче он вовлекается в националистические идеи. И, наоборот, чем глубже знание национальной культуры, тем больше шансов, что выдержит искушение перед националистическими призывами. Изучение культуры своего народа питает нравственное чувство и располагает к справедливости, утверждает благо и согласие общества, которого нам не хватает.