Папки-передвижки

Особенности коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Ольга Абдуллаева
Особенности коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, запредельный характер проявлений: радости, огорчения, веселья.

Публикация «Особенности коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Развитие эмоций детей с ОВЗ в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Волевая сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных этапах формирования.

Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка с ОВЗ в ДОО следующие:

- трудности в коммуникации со сверстниками и педагогами;

- трудности усвоения норм и правил поведения в группе;

- трудности соблюдения правил в совместных играх со сверстниками;

- легко и быстро возбуждаясь, такие дети могут быстро утомляться, уставать, при этом;

- они могут отказываться от продуктивной деятельности, бросать начатое занятие, не доводя его до конца. Трудности, возникающие при выполнении задания, вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только при столкновении с трудностями, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь снижает продуктивность деятельности ребёнка в решение интеллектуальных задач. Что в свою очередь приводит к формированию заниженной самооценки;

- для них характерна импульсивность, ребенок может начать плакать, бурно проявлять реакции гнева, ярости;

- дети могут быть склонны к конфликтам, агрессии. Нередко дети сердятся, теряют терпение, бранятся;

- особенностями эмоциональной сферы у этих детей могут выступать высокая ранимость, чувствительность, поведение характеризуется стеснительностью. Таким детям часто присуще большое количество страхов, они не уверены и не решительны, при этом дети предпочитают не вступать в совместные игры с другими детьми, а держаться в стороне, и нередко в группе ДОУ такой ребенок предпочитает быть постоянно рядом с воспитателем;

- по причине сильной привязанности к матери (или близкому родственнику) дети очень тяжело переживают «разрыв» – необходимость находиться самостоятельно в группе дошкольного образовательного учреждения;

- еще одной особенностью выступает то, что дети очень легко обижаются и плаксивы (даже по самому малому поводу);

- незрелость и проблемы развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются так же трудностями понимания детьми своих собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих, что, прежде всего, отражается проблемами коммуникации с окружающими и особенностями игры со сверстниками, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;

- собственные простые эмоции понимают хуже, чем эмоции, изображённые на картине;

- эмоциональная подвижность или заторможенность, нередко способствует возникновению и закреплению таких отрицательных черт характера, как мрачность, безынициативность, подавленность, упрямство, агрессивность.

Это лишь малая часть того, что можно сказать о дошкольниках с ОВЗ. При этом надо все же помнить, что каждый ребёнок индивидуален, его реакция может быть специфичной, не похожей на другие.

Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с ОВЗ практически всегда осуществляется двумя путями:

1. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

2. преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений в поведении.

В процессе коррекции эмоционально-волевой сферы важно научить ребенка с ОВЗ справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.

Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например, ребенок упрямится, оттягивает время. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко завышенные требования, либо что-то запрещает.

Игротерапия как прием коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

Игротерапия позволяет в легкой и доступной форме скорректировать поведение ребенка, привить ему правильные навыки, используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции, способствует развитию общения, коммуникации.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия.

Цель игр на распознавание эмоций :

учить детей понимать и осознавать свои чувства, а также эмоциональные состояния и переживания окружающих их людей на символическом и вербальном уровнях;

учить детей выражать свои чувства (радость, грусть, страх, гнев, обида);

формировать навыки снятия эмоционального напряжения;

формировать переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, сопереживание);

формировать простейшие способы разрешения конфликтных ситуаций;

устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его;

способствовать развитию произвольной регуляции эмоционального состояния детей;

способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающему.

Умение регулировать собственное эмоциональное состояние — одно из важнейших составляющих комфортной жизни каждого ребенка, в том числе и с ОВЗ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Опубликовано: 29 мая 2022 в 21:08
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД