Оксана Романова
Особенности лепки и ее значение в разностороннем развитии дошкольника
Лепка – объемно-пространственный способ отображения действительности при использовании пластичных материалов. Близость детского лепного творчества скульптурному искусству объясняется содержанием, жанрами детской скульптуры. Станковую скульптуру дети создают в элементарном виде, с монументальной знакомятся при восприятии произведений искусства – памятниками, декоративной скульптурой.
Публикация «Особенности лепки и ее значение в разностороннем развитии дошкольника» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В своем творчестве дошкольники пользуются средствами выразительности, свойственными скульптуре. Им доступны для изображения средства выразительности: объемность, динамика, форма, пропорциональность, детализация. Основным инструментом для работы являются руки ребенка и стеки. Специфика техники выполнения образа в лепке дошкольников заключается в том, что пластичный материал позволяет создавать изображение конструктивным, пластическим или комбинированным способами. Скульптор, работая с твердыми материалами (мрамором, гранитом, камнем и др., высекает силуэт, освобождается от лишнего материала.
Однако образы детской лепки имеют свои особенности :
• Изображения в лепке обобщены (голова – шар, руки – колбаски и т. д.);
• Содержанием детской являются образы интересные и близкие их жизненному опыту, освоенные в других видах деятельности, иными словами – широкий спектр образов: червяк, цветок, дерево, животные, человек и др. Центральным образом скульптуры является человек, реже животные и неодушевленные предметы.
• Выделяется специфика используемых инструментов и материалов;
• Дошкольники используют ограниченные средства выразительности. Им недоступны свет, тень, выразительность линии одежды.
• Виды лепки в ДОО : предметная, сюжетная, декоративная.
• Материалы: глина, пластилин; нетрадиционные: пластика, тесто, разновидности пластилинов (шариковый и др.).
К нетрадиционным способам лепки относится пластилинография.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Это создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Виды пластилинографии: пластилиновый рельеф, барельеф, пластилиновая мозаика, пластилиновая живопись, пластилиновая гравюра.
Лепка имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности:
• В лепке ребенок быстрее осваивает форму, создает образ и достигает более грамотного изображения, чем в других видах изобразительной деятельности – рисовании и аппликации;
• В лепке дошкольники легче осваивают пространство, легче решается проблема незаслоняемости пространства;
• Свойства используемых материалов (пластичность) позволяют быстрее приходить к выразительному образу, легче освоить такие средства выразительности как динамика.
• В лепке ребенок быстрее приходит к изобразительному периоду в творчестве.
Значение лепки в развитии дошкольника велико. Простота способов изображений и техники лепки делают эту деятельность интересной и привлекательной для ребенка. Лепка – это важнейшее средство развития руки, мелкой моторики. Она является средством подготовки руки ребенка к письму. Лепка доставляет детям удовольствие, радость.
Особенности лепки и ее значение в разностороннем развитии дошкольника.
Лепка – объемно-пространственный способ отображения действительности при использовании пластичных материалов. Близость детского лепного творчества скульптурному искусству объясняется содержанием, жанрами детской скульптуры. Станковую скульптуру дети создают в элементарном виде, с монументальной знакомятся при восприятии произведений искусства – памятниками, декоративной скульптурой.
В своем творчестве дошкольники пользуются средствами выразительности, свойственными скульптуре. Им доступны для изображения средства выразительности: объемность, динамика, форма, пропорциональность, детализация. Основным инструментом для работы являются руки ребенка и стеки. Специфика техники выполнения образа в лепке дошкольников заключается в том, что пластичный материал позволяет создавать изображение конструктивным, пластическим или комбинированным способами. Скульптор, работая с твердыми материалами (мрамором, гранитом, камнем и др., высекает силуэт, освобождается от лишнего материала.
Однако образы детской лепки имеют свои особенности :
• Изображения в лепке обобщены (голова – шар, руки – колбаски и т. д.);
• Содержанием детской являются образы интересные и близкие их жизненному опыту, освоенные в других видах деятельности, иными словами – широкий спектр образов: червяк, цветок, дерево, животные, человек и др. Центральным образом скульптуры является человек, реже животные и неодушевленные предметы.
• Выделяется специфика используемых инструментов и материалов;
• Дошкольники используют ограниченные средства выразительности. Им недоступны свет, тень, выразительность линии одежды.
• Виды лепки в ДОО : предметная, сюжетная, декоративная.
• Материалы: глина, пластилин; нетрадиционные: пластика, тесто, разновидности пластилинов (шариковый и др.).
К нетрадиционным способам лепки относится пластилинография.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Это создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Виды пластилинографии: пластилиновый рельеф, барельеф, пластилиновая мозаика, пластилиновая живопись, пластилиновая гравюра.
Лепка имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности:
• В лепке ребенок быстрее осваивает форму, создает образ и достигает более грамотного изображения, чем в других видах изобразительной деятельности – рисовании и аппликации;
• В лепке дошкольники легче осваивают пространство, легче решается проблема незаслоняемости пространства;
• Свойства используемых материалов (пластичность) позволяют быстрее приходить к выразительному образу, легче освоить такие средства выразительности как динамика.
• В лепке ребенок быстрее приходит к изобразительному периоду в творчестве.
Значение лепки в развитии дошкольника велико. Простота способов изображений и техники лепки делают эту деятельность интересной и привлекательной для ребенка. Лепка – это важнейшее средство развития руки, мелкой моторики. Она является средством подготовки руки ребенка к письму. Лепка доставляет детям удовольствие, радость.