Бабкина Елена Анатольевна
Особенности организации деятельности временного детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации деятельности временного детского коллектива
В первые дни смены нужно познакомить ребят друг с другом, помочь каждому найти тех, кто вызывает у него симпатию. Вожатый, проводя первые коллективные творческие дела, игры и конкурсы, постоянно «перемешивает» ребят, формируя разными способами ситуативные малые группы: постоянная смена их состава помогает ребёнку лучше узнать интересы, способности, характер как можно большего количества сверстников, раскрыть их дарования. Задания должны давать возможность каждому в микрогруппе сыграть свою роль при их выполнении. Ребятам нужно помочь сориентироваться в своём окружении, узнать деловые качества друг друга, соотнести свои интересы с интересами товарищей. В оргпериод складывается система межличностных отношений в отряде, формируются нормы совместной деятельности, определяются её перспективы.
Публикация «Особенности организации деятельности временного детского коллектива» размещена в разделах
Способы и основания формирования микрогрупп, а также система деятельности в смене должны учитывать, кроме всего прочего, возраст детей. На практике установлено, что чередование творческих поручений успешнее проходит в младших и средних отрядах, готовых учиться любому делу; а вот большинство старших ребят уже определились в своих предпочтениях, потому им больше подходит формирование групп по интересам.
Игровой способ разбивки на микрогруппы приемлем для любого возраста, но для одних это будет игра–сказка, для других – деловая игра. Прежде, чем выбирать способ разбивки, надо учесть:
период смены и содержание предстоящего дела;
первичную информацию о ребятах;
количество ребят в отряде и количество групп, необходимых для проведения конкретного дела;
разнообразие используемых способов разбивки.
Способы и приёмы формирования микрогрупп в отряде.
Открытка: Вожатый подбирает несколько разнообразных открыток таким образом, чтобы, когда они в дальнейшем будут разрезаны на отдельные части, их легко можно было бы отличить друг от друга цветовой гамме, по сюжету, по числу изображённых на них предметов и т. п.
Силуэт: Из бумаги вырезают силуэты легко угадываемых предметов (цветы, звезды, листья разных деревьев, дома, машины и т. п.). Все они могут быть разного цвета и размера. Силуэтов или фигур должно быть столько, сколько групп необходимо создать.
Песня, четверостишия: Четверостишия известных поэтических произведений, куплеты детских песен разрезаются по строчкам и вперемешку раздаются ребятам. В группы должны собраться те, у кого оказались строчки одной и той же песни или стихотворения.
Слово: Ребята собирают слова из букв. Буквы не должны встречаться в разных словах, можно использовать разный шрифт, цвет или листочки, на которых написаны буквы. Когда ребята соберутся в группы, вожатый предлагает им объяснить значение получившегося слова, порассуждать о том, что объединяет все слова. Примеры: для создания четырёх групп – «позиция», «проект», «патриот», «Россия»; для создания пяти групп – «забота», «лидер», «диалог», «задача», «группа».
Рекрутский набор: Вожатый предлагает ребятам построиться в шеренгу и рассчитаться на «первый–четвёртый» или на «первый–пятый» в зависимости от нужного количества групп. Затем в разных местах площадки собираются в группы ребята, имеющие одинаковые номера, отдельно первые, отдельно вторые и т. д.
Время рождения : группы создаются по временам года, по знакам зодиака, по стихиям – огонь, вода, воздух, земля, по чётным и нечётным датам рождения и т. п.