МААМ-картинки

Особенности организации мониторинговых исследований уровня развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста

Оксана Лобанова
Особенности организации мониторинговых исследований уровня развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности организации мониторинговых исследований

уровня развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Создание специальной технологии мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать декларируемый в ФГТ личностно - ориентированный подход построения педагогического процесса, избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Публикация «Особенности организации мониторинговых исследований уровня развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные требования направлены на качественно новый уровень - на развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста (т. е. на развитие дошкольника - выпускники должны не только знать, но и уметь применять полученные знания, умения, навыки, искать новые, развивать полученные).

В результате освоения детьми ООП ДО во время пребывания в дошкольном учреждении планируются итоговые результаты, представляющие собой интегративные качества, которые ребенок может приобрести:

• сформированные интеллектуальные качества, потребность в приобретении новых знаний;

• сформированные физические качества и потребность в двигательной активности;

• любознательность, активность, самостоятельность действий;

• эмоциональность, отзывчивость;

• общительность;

• воспитанность (умение вести себя в обществе, контролировать свое поведение).

Основой мониторинговых процедур стали :

- научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования;

- законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования:

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";

• Поручение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № ДМ–П44–3035 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого - педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»;

• Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»

- основная образовательная программа ДОУ, программа «Истоки».

Они определяют проведение системы образовательного мониторинга в ДОУ (а не педагогической диагностики, как раньше).

Для оценки сформированности каждого из восьми интегративных качеств и составляющих их характеристик определены следующие критерии:

- наличие или отсутствие характеристики;

- устойчивость проявления характеристики (проявляется крайне редко, иногда, часто);

- объем материала, который освоил ребенок.

В основу способа фиксации результатов наблюдения положен успешно зарекомендовавший себя в психолого-педагогической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб.

Все результаты обследования ребенка заносятся в индивидуальную карту развития. Она заполняется воспитателем три раза в год – в начале (по прошествии первого месяца, в середине и в конце учебного года – на основе наблюдений за ребенком в свободной самостоятельной деятельности. Воспитатель оценивает частоту проявления ключевых признаков каждого из трех уровней определенной сферы инициативы: он является типичным для ребенка («обычно»); не характерен, но проявляется время от времени («изредка»); не проявляется совсем («нет»).

Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.

По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.

Обязательным требованием проведения мониторингового исследования является конфиденциальность получаемых результатов обследования, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке.

На основании «Положения о мониторинге достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы», имеющаяся в нашем дошкольном учреждении проводится мониторинговое исследование. Обязательным является участие родителей в воспитании детей в рамках ДОУ, в связи с этим мы активно включаем родителей в проведение мониторингового исследования уровня развития интегративных качеств своего ребенка, сформированных в процессе освоения основной образовательной программы ДОУ.

В 2012-2013уч. году в нашем ДОУ родителям в начале, в середине и в конце года (параллельно с педагогами) была предоставлена возможность принять в нем участие. Это дает нам возможность проанализировать, какой процент родителей ДОУ адекватно оценивают возможности и уровень развития своего ребенка, оценивают их выше или ниже, чем педагоги группы.

То есть участие родителей в проведенном мониторинговом обследовании позволяет сделать вывод об уровне родительских притязаниях, основанных на признании реальных возможностей сына или дочери или на неких абстрактных представлениях об идеале.

Так в начале года для родителей составлены «Памятки для родителей», консультации – диалоги, консультации – иллюстрации, деловые игры с целью повышения их рефлексивной компетентности, в которых были обозначены практические советы и рекомендации.

Вовлечение родителей в мониторинговое исследование позволило сделать их активными участниками развития своих детей. Имея представление о том, что будет знать его ребенок к концу года, родители могли правильно организовать индивидуальные занятия с ребенком в домашних условиях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации мониторинговых исследований уровня развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 10:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации мониторинговых исследований уровня развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Лобанова (УИ 18847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД