Оксана Лобанова
Особенности организации мониторинговых исследований уровня развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации мониторинговых исследований
уровня развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.
Создание специальной технологии мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать декларируемый в ФГТ личностно - ориентированный подход построения педагогического процесса, избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие.
Публикация «Особенности организации мониторинговых исследований уровня развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мониторинг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Современные требования направлены на качественно новый уровень - на развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста (т. е. на развитие дошкольника - выпускники должны не только знать, но и уметь применять полученные знания, умения, навыки, искать новые, развивать полученные).
В результате освоения детьми ООП ДО во время пребывания в дошкольном учреждении планируются итоговые результаты, представляющие собой интегративные качества, которые ребенок может приобрести:
• сформированные интеллектуальные качества, потребность в приобретении новых знаний;
• сформированные физические качества и потребность в двигательной активности;
• любознательность, активность, самостоятельность действий;
• эмоциональность, отзывчивость;
• общительность;
• воспитанность (умение вести себя в обществе, контролировать свое поведение).
Основой мониторинговых процедур стали :
- научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования;
- законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";
• Поручение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № ДМ–П44–3035 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого - педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»;
• Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
- основная образовательная программа ДОУ, программа «Истоки».
Они определяют проведение системы образовательного мониторинга в ДОУ (а не педагогической диагностики, как раньше).
Для оценки сформированности каждого из восьми интегративных качеств и составляющих их характеристик определены следующие критерии:
- наличие или отсутствие характеристики;
- устойчивость проявления характеристики (проявляется крайне редко, иногда, часто);
- объем материала, который освоил ребенок.
В основу способа фиксации результатов наблюдения положен успешно зарекомендовавший себя в психолого-педагогической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб.
Все результаты обследования ребенка заносятся в индивидуальную карту развития. Она заполняется воспитателем три раза в год – в начале (по прошествии первого месяца, в середине и в конце учебного года – на основе наблюдений за ребенком в свободной самостоятельной деятельности. Воспитатель оценивает частоту проявления ключевых признаков каждого из трех уровней определенной сферы инициативы: он является типичным для ребенка («обычно»); не характерен, но проявляется время от времени («изредка»); не проявляется совсем («нет»).
Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.
По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.
Обязательным требованием проведения мониторингового исследования является конфиденциальность получаемых результатов обследования, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке.
На основании «Положения о мониторинге достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы», имеющаяся в нашем дошкольном учреждении проводится мониторинговое исследование. Обязательным является участие родителей в воспитании детей в рамках ДОУ, в связи с этим мы активно включаем родителей в проведение мониторингового исследования уровня развития интегративных качеств своего ребенка, сформированных в процессе освоения основной образовательной программы ДОУ.
В 2012-2013уч. году в нашем ДОУ родителям в начале, в середине и в конце года (параллельно с педагогами) была предоставлена возможность принять в нем участие. Это дает нам возможность проанализировать, какой процент родителей ДОУ адекватно оценивают возможности и уровень развития своего ребенка, оценивают их выше или ниже, чем педагоги группы.
То есть участие родителей в проведенном мониторинговом обследовании позволяет сделать вывод об уровне родительских притязаниях, основанных на признании реальных возможностей сына или дочери или на неких абстрактных представлениях об идеале.
Так в начале года для родителей составлены «Памятки для родителей», консультации – диалоги, консультации – иллюстрации, деловые игры с целью повышения их рефлексивной компетентности, в которых были обозначены практические советы и рекомендации.
Вовлечение родителей в мониторинговое исследование позволило сделать их активными участниками развития своих детей. Имея представление о том, что будет знать его ребенок к концу года, родители могли правильно организовать индивидуальные занятия с ребенком в домашних условиях.