Елена Тюрина
Особенности организации сюжетно-ролевых игр в зависимости от возраста детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».
С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в зависимости от возраста детей» размещена в разделах
Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность игры, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры формирование и развитие речевых навыков и умений дошкольников. Ролевая игра управляема.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).
В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого таксист, предлагает «воспитательнице» покатать детей по станице. Получив согласие, строит из стульев такси, встречает пассажиров.
Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку.
На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Таким образом, для дошкольников роль это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольника заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.
Возможности сюжетно-ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают его внутренний эмоциональный комфорт.
В игре развивается:
способность к воображению;
-образное мышление;
-умственное развитие;
-развитие личности;
-развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
-ребенок приобретает опыт взаимопонимания;
-развитие речи (ребенок учиться пояснять свои действия и намерения, согласовывать с другими людьми);
-общение;
-фантазирование;
-социальное развитие.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Воспитатель должен включаться в игры тактично, деликатно. Осторожно, чтобы не разрушить детские замыслы, умело направлять играющих, обогащая сюжетное и психологическое содержание игры. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным.
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
Позиция воспитателя в совместной игре – «играющий партнер» Ребенок чувствует себя свободным и равным со взрослым.
Не давление воспитателя, а превосходство «умеющего интересно играть» партнера.
Все выше перечисленное приводит к возникновению интереса у ребенка.
Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание – действие – общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой деятельностью зависит использование ее для всестороннего развития личности ребенка.
Усвоение и расширение знаний о предметном мире, деятельности взрослых тесным образом связаны с игровыми действиями, которые по сути соответствуют реальным, но совершаются не теми орудиями, инструментами, которыми пользуются взрослые, а заменителями – это игрушки (самосвалы, подъемные краны, грузовики, наборы игр в парикмахерскую, больницу; игрушечные животные, разнообразные куклы и т. д., природный материал (шишки, мох, желуди, камешки, песок, глина) и разнообразный дополнительный материал (коробки, дощечки, фанера и пр.)
Действия детей и способы действий зависят от уровня развития у них умений и навыков. Важно, чтобы дошкольники научились пользоваться игрушками, что-то мастерить, употреблять заместители; овладели навыками конструирования из строительного материала.
Как строить воспитателю игру с детьми
1,5-3 года - ребенок осуществляет условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.
3-5 лет – ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером – сверстником.
5-7 лет – Развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслом 2-3 партнеров – сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе следует развертывать игру таким образом, что бы дети сразу «открыли» и усвоили новый более сложный способ ее построения.
Взрослый должен пояснить игровые действия сам.
Взрослый должен ориентировать ребенка на сверстника, втягивая в игру несколько детей.
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. В таком случае взрослый проявляет инициативу, а у ребенка еще самостоятельность не проявляется, так как игровые умения недостаточно сформированы. Когда ребенок научится ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.
Такая же последовательность прослеживается при формировании предметных способов отображения окружающего мира. Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.
Анализ практики показывает, развитию самостоятельности малышей в игре воспитатели уделяют недостаточно внимания. Встречаются две крайние ошибочные позиции.
Одни воспитатели полагают, что детская игра изначально должна быть самостоятельной, поэтому не считают нужным развивать самостоятельность. Такая спонтанность в руководстве не приводит к положительным результатам, самостоятельность в игре так и не развивается.
Другие излишне опекают малышей, злоупотребляя прямыми указаниями, диктуют, что и как делать в игре, например, постоянно указывают: «Накорми куклу», «Погуляй с собачкой» и т. п. Подробное руководство также не способствует развитию у детей самостоятельности в игре, наоборот, тормозит ее проявление: дети все время ждут указаний, что им делать.
Таким образом, самостоятельность у детей надо целенаправленно развивать с момента зарождения игровой деятельности, сама по себе она не проявится, и в этом большая роль принадлежит воспитателю.
Итак, из выше изложенного следует, что в руководство сюжетно-ролевой входит : ознакомление с окружающим миром в активной деятельности, обогащение игрового опыта, организация предментно-развивающей среды, активизирующее общение воспитателя с детьми.